Результаты исследования и их обсуждение

Итак, первое упражнение комплекса глазодвигательной гимнастики - "Расслабление глаз". Научить мышцы глаз расслабляться и поддерживать это расслабление даже под стрессом психического напряжения одна из важнейших задач учителей средних общеобразовательных школ, в том числе и учителей физической культуры. Родителям также желательно после занятий в школе давать уроки расслабления глазных мышц, чтобы компенсировать то ежедневное напряжение, которому подвергаются их дети.

Известно, что если школьники смотрят на незнакомый объект, то их глазодвигательные мышцы более или менее напрягаются, чтобы увидеть его. При этом всегда появляются аномалии рефракции. Когда учащиеся смотрят на незнакомые надписи или фигуры на доске, схемы или рисунки усиливается визуальное напряжение, а перенапряжение изнуряет глаза и провоцирует близорукость. Когда же учащиеся смотрят на знакомый объект, эффект совершенно иной. Удается не только рассмотреть знакомый объект без напряжения, но в последующем снижается и усилие, прикладываемое при рассмотрении незнакомых объектов. Если дети смогут расслабленно смотреть на знакомые объекты, то они смогут сохранить это расслабление и при взгляде на незнакомые объекты. Поэтому, педагогам и родителям, желающим сохранить и улучшить зрение детей, следует стимулировать их к ежедневным и систематическим занятиям упражнениями на расслабление глазных мышц. Применять упражнение "Расслабление глаз" рекомендуется потому, что оно дает отдых глазам. Отдых расслабляет глазные мышцы и одновременно активизирует нервные клетки глаз. При этом происходит расслабление напряженных мышц, что благоприятно воздействует на зрительный нерв и нервы сетчатки. В связи с этим взрослым следует учить детей расслабленно смотреть как на знакомые, так и на незнакомые объекты. Кроме того, выполнение каждого зрительного упражнения в комплексе глазодвигательной гимнастики желательно заканчивать расслаблением глаз. В дальнейшем, при формировании правильного зрения детей, ощущение расслабления глазодвигательных мышц должно стать привычкой.

Второе упражнение комплекса глаэодвигательной гимнастики - "Направленность взгляда на горизонт". Очень полезно для отдыха глаз (и нервной системы) смотреть вдаль, на голубое небо, облака, воду и т.д. "Направленность взгляда на горизонт" предохраняет глаза от утомления, сохраняет остроту зрения, его желательно выполнять вместе с первым упражнением.

Третье упражнение комплекса - "Моргание". Моргание также способствует расслаблению напряженных мышц, улучшая, таким образом, Фокусировку и центровку глаз. Моргание позволяет добиться состояния непрерывного расслабления. Школьники должны мигать часто и быстро. Если глаза учеников устают, то становятся неподвижными. Если дети моргают часто, то отпадает необходимость тереть глаза руками и выдавливать их из глазниц, занося микробы-с грязных пальцев. Хуже того, следствием частых протираний является выпадение ресниц. Как правило, глаза детей моргают часто, чтобы равномерно распределить слезную жидкость, выделяемую слезной железой по поверхности глазного яблока. Слеза не только постоянно увлажняет роговицу, но дезинфицирует глаз, защищая его от микробов и других мелких частиц, носящихся в воздухе. Моргание дает также длящиеся мгновения периоды отдыха постоянно находящиеся в работе нервам сетчатки, стимулируя их посредством этого, поскольку отдых укрепляет нервы.

"Расслабление глаз", "Направленность взгляда на горизонт", "Моргание" относятся к восстановительным зрительным упражнениям, использование их должно стать правилом хорошего зрения. Поэтому педагогам и родителям рекомендуется учить детей: стараться расслабить веки и придать мягкость взгляду; переводить взгляд на горизонт или на любой отдаленный предмет, оказывающий благоприятное воздействие на глаза - облаке, дереве и т.д.; не хмурить брови и мигать неторопливо, но часто.

Следующие зрительные упражнения, с 4 по 11, предложенные в комплексе глазодвигательной гимнастики имеют тренирующую направленность. Они оказывают общеукрепляющее воздействие, тренируют и укрепляют двигательные мышцы глаз, повышают уровень "зрительной выносливости" - способности глаз преодолевать визуальное утомление. Тренирующие упражнения обеспечивают регулирование снабжения кровью глазного яблока, около глазных тканей, глазодвигательных мышц, улучшают циркуляцию крови в периферии. Также усиливают способность хрусталика фокусировать зрение на различные расстояния. и в целом, стабилизируют и направленно повышают уровень функциональных возможностей глаз. При, выполнении тренирующих упражнений для глаз необходимо соблюдать такие принципы, как системность воздействия упражнений и последовательность их применения, регулярность воздействия, Постепенное увеличение и дифференциация физической нагрузки, и другие.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8