Результаты исследования и их обсуждение

Проведенная работа показала, что обе группы находятся в одинаковых условиях, что обеспечивает чистоту эксперимента.

Специальные упражнения для глаз на уроке физкультуры должны выполняться вместе с обще развивающими и корригирующими упражнениями. Для этого нет необходимости включать в урок дополнительные специальные упражнения. Надо только понять принцип выполнения упражнений для глаз и обучить этому школьников.

Специальные упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем возможным направлениям. При выполнении любого обще развивающего упражнения, особенно связанного с движением рук, рекомендуется одновременно с ними выполнять движения глазами, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Упражнение для глаз выполняются по следующим направлениям:

. Вверх-вниз.

. Вправо-влево.

. По диагонали

. Круговые движения.

Важно строго соблюдать дозировку. В первом полугодии каждое упражнение повторяется 3-4 раза, а во втором - до 6-8 раз. Амплитуда движения глаз максимальная, темп медленный и средний. Эти упражнения необходимо выполнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях. Особое внимание следует уделить школьникам младших классов, у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность.

На этой стадии эксперимента мы столкнулись с тем, что трудно заставить детей выполнять движения глазами. Такие упражнения были им в новинку. Для того, чтобы школьники быстрее освоились мы использовали игры, тренирующие глаза. Их можно разделить на две группы:

. Специально-восстановительные.

. Специально-тренирующие.

Специально-восстановительные игры организуют после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений кисти.

Специально-тренирующие игры целесообразно применять после уроков, на которых зрительная нагрузка наиболее высокая. Так как уроки физической культуры проводятся дважды в неделю, то, естественно, время на профилактику близорукости не хватает - поэтому мы рекомендовали, проводить игры на других уроках. Напряженная работа для глаз появляется на уроках ручного труда, рисования, русского и иностранного языка. Использование на этих уроках специальных упражнений для глаз позволяет многократно увеличить полезный эффект. На уроках физической культуры желательно применять игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора детей младшего и школьного возраста к учебному труду. В первой части эксперимента (апрель, май, сентябрь) мы предлагали детям игры в соотношении 2: 1 в пользу специально-восстановительных, в остальное время, данное соотношение изменилось в сторону преобладания специально-тренирующих игр - 3:

. Специальные зрительные игры применялись мной только после упражнений, повышающих двигательную активность детей на фоне увеличенных показателей кровообращения, в заключительной части урока. На других уроках мы рекомендовали эти задания последними во время физкультпаузы и физкультминуток.

Следующим шагом работы стало привитие детям привычки к утренней гимнастике. Не секрет, что большинство людей ее не выполняет. Чтобы заинтересовать детей я предположила им подсчет пульса до и после зарядки с последующим анализом и сравнением с настроением погодой и так далее бывшим в это утро. Примерный комплекс утренней гигиенической гимнастики приводится в приложении.

Основным средством физического воспитания является упражнение. При проведении эксперимента нами также были использованы как обще развивающие, так и специальные упражнения в соотношении 1: 2, 1: 3. Основными задачами использования физических упражнений были:

. Общее укрепление организма;

. Активизация функции дыхательной и сердечнососудистой систем;

. Укрепление мышечно-связочного аппарата;

. Улучшение кровообращения в тканях глаза;

. Укрепление склеры;

. Улучшение деятельности мышц глаза, прежде всего аккомодационной мышцы.

Учитывая то, что у лиц страдающих близорукостью, чаще наблюдаются нарушения осанки, слабость соединительно-тканного аппарата, а также тенденция чрезмерно наклонять вперед туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии, большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корректирующим упражнениям. Важную роль играют и дыхательные упражнения, усиливающие легочную вентиляцию, кровообращение, улучшающие окислительно-восстановительные процессы в организме.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7