Результаты проведенного исследования

Исследование проводилось на базе Красноярского краевого психоневрологического диспансера. Обследовались лица мужского пола, находящиеся на лечении в первом мужском отделении с диагнозом шизофрения (простая и параноидная) в количестве 30 человек, из них 15 человек с простой формой шизофрении и 15 человек с параноидной формой шизофрении. Все первично поступившие на лечение в стационар (на стадии выписки).

В результате патопсихологического исследования больных простой и параноидной формой шизофрении нам удалось обнаружить некоторые своеобразные, диагностически-значимые психологические различия в изменении мышления и аффективно-личностных свойствах испытуемых.

Проявления психологических нарушений весьма условно могут быть адресованы к одной из сфер психической деятельности, поэтому в их описании мы будем часто прибегать к характеристике результатов исследования, полученных с помощью той или иной методики, максимально валидной в диагностике шизофренического процесса. В тоже время следует отметить, что «практически не существует методик, которые являлись бы совершенно диагностически не значимыми при исследовании больных шизофренией» [23, стр. 235].

МНЕСТИЧЕСКАЯ СФЕРА

В результате исследования внимания и сенсомоторных реакций, у испытуемых выявляются индивидуальные способности к концентрации внимания, его устойчивость; особенности функционирования мнестической сферы испытуемых тоже индивидуальны В пробах на память отражается индивидуальное состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов, состояние аффективно- волевой сферы испытуемого.

Особенности опосредованного запоминания испытуемых обусловлены течением мыслительных процессов, здесь особенно велика роль мышления, на качественном анализе которого мы остановимся далее.

Таким образом, различные особенности нарушения внимания и памяти при шизофрении зависят не от глубины дефекта самой шизофрении, сколько от органического неблагополучия испытуемого, которое может быть врожденным или приобретенным, поэтому в дальнейшей обработке они не будут учитываться, так как не являются диагностически-значимыми с нашей точки зрения.

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Операционная сторона мышления.

Для испытуемых с простой и параноидной шизофренией нарушение операционной стороны мышления принимает форму искажения процесса обобщения. Это нарушение системы отвлечения и обобщения выражается в:

- в «отлете» от конкретных связей в утрированной форме

- в актуализации случайных ассоциаций, оторванных от конкретного опыта испытуемых, латентных признаков предметов, в руководстве (при выполнении операции обобщения) чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношением между ними

в оперировании такими связями, которые не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними; в способности образовывать любую связь безотносительно к содержанию поставленной задачи; в использовании нестандартных свойств предметов

в сближении любых отношений между предметами и явлениями, даже если они неадекватны конкретным жизненным фактам; а так же в том, что реальные различия и сходства между предметами не принимаются испытуемыми во внимание, не служат контролем и проверкой их суждений и действий;

в утрате направленности на объективное содержание явлений и предметов;

в использовании широкого круга свойств предметов, не относящихся к информации о них.

Особенно легко эти нарушения выявляются при исследовании методикой «Исключение 4-го лишнего». При выполнении заданий по этой методике испытуемые производят обобщение по несущественным, необычным, неадекватным, формальным признакам, либо чрезмерно обобщенно, без связи с реальными значениями предметов

При исследовании методикой «исключения 4-го лишнего» у испытуемых обнаруживаются явления «разноплановости» мышления. Одно и то же задание испытуемый выполняет в нескольких вариантах (иногда один из них правильный). При этом испытуемые с простой формой шизофрении не отдают предпочтение какому-либо решению, в то время как испытуемые с параноидной формой шизофрении принимая помощь экспериментатора почти во всех заданиях выбирают правильное решение (Приложение №2, бланк 1).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6