Результаты обработки полученных данных

б) выделение двух групп, основанием для которых был пол и возраст, но не эмоции.

2. При работе с методикой мы обозначили две категории испытуемых:

а) неспособные, отказавшиеся выполнять классификацию эмоций со смешанным и преимущественно левым профилем асимметрии;

б) взявшиеся за работу, и имеющие правый и преимущественно правый профиль.

Данные методики «Определение эмоций по карточкам-схемам»

а) Контрольная группа.

Четкие названия и четкое определение эмоций. Задание выполнялось всеми без исключения испытуемыми очень быстро.

5б) Патология

Только 13 % испытуемых охарактеризовали все карточки. На это у них ушло в 10 раз больше времени, чем у контрольной группы испытуемых. Больные долго рассматривали каждую карточку. Однако, несмотря на затраченные усилия и время, не было правильно определено ни одной карточки (приложение 8). Больные жаловались, что очень устали после этого задания, а если следующее такое же, то они откажутся от исследования.

Данные подтверждают литературные сведения, что больные шизофренией лучше распознают эмоции по лицам людей, чем в схематичном изображении.

Нами не было установлено связи профиля асимметрии и определения эмоций по схемам. Таким образом, мы выявили полную неспособность больных шизофренией всех форм распознавать эмоции по схемам.

5в) Выводы

1. Определение эмоций по схемам выявило неспособность больными правильно распознавать эмоции.

3. Определение эмоций по схемам, вне зависимости от имеющегося профиля асимметрии, намного хуже, чем по карточкам с изображением лиц людей.

Данные методики «Определение эмоционального состояния людей

в ситуации взаимодействия»

а) Контрольная группа.

Точное распознавание эмоций. Способность, если необходимо, описать ситуацию взаимодействия.

6б) Патология

По результатам методики мы выделили 2 группы:

1) 54 % испытуемых называли близкое к действительному эмоциональное состояние людей. Они определили большее количество карточек. Профиль асимметрии данной группы имеет левополушарный тип.

2) 46 % испытуемых затруднялись в подборе формулировок определений эмоций, они назвали меньшее количество карточек. Профиль асимметрии данной группы правополушарного типа.

Определенность ситуации взаимодействия также играет большую роль. По результатам всех испытуемых мы обнаружили, что чем яснее ситуация взаимодействия людей, тем выше точность распознавания ее больными. (Приложение 9). Когнитивный аспект взаимодействия помогает больным оценить эмоцию. Возможность опереться на детали облегчает этот процесс.

6в) Выводы

1. Правополушарные больные характеризуются меньшей способностью распознавания эмоций, чем левополушарные.

2. Чем более неопределенна ситуация взаимодействия людей, тем ниже точность распознавания ее больными. Чем меньше в ситуации взаимодействия можно выделить деталей, на которые можно было бы опереться, тем труднее процесс распознавания эмоций.

Заключение

Таким образом, в ходе проведения исследования нами были получены результаты по методикам распознавания эмоций больными шизофренией с активностью правополушарного и левополушарного типа. Эти больные имеют различный характер протекания заболевания. У данной группы испытуемых нами обнаружены различные трудности в работе с распознаванием эмоций на статичных картинках. Все без исключения испытали трудности при определении эмоций по схемам. Правополушарные больные проявили меньшую способность распознавания эмоций, чем левополушарные. При правополушарной организации у испытуемых возникало состояние паники во время исследования, трудности определения эмоций на словах, в силу отсутствия у этих больных эталона определения эмоций. Следует отметить, что, говоря о право или левополушарной организации мозга, мы ничего не знаем о работе противоположного полушария.

В итоге, нами было собрано большое количество текстового материала, который, в силу возникающих в ходе исследования вопросов, нуждается в дополнительной психолингвистической обработке. Мы предполагаем, что несовпадение эталона с определением больного шизофренией, не обязательно связано с неспособностью распознавания эмоций. Возможно, это более сложный, динамичный процесс.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8