Результаты обработки полученных данных

Видимо, это дает основание говорить о том, что по мере нарастания дефекта происходит снижение точности распознавания эмоций, что усугубляется у данных больных накоплением показателей левшества по профилю асимметрии (т.е. для этих больных характерен правополушарный тип организации работы мозга).

Оставшиеся 37 % выборки, более спокойно отнесшиеся к этому заданию, имеют правый, преимущественно правый и смешанный профиль межполушарной асимметрии с ведущей левой рукой и ногой. Сюда вошли больные с простой, приступообразной и злокачественной формой на резидуально органической основе. Эти испытуемые обнаружили трудности в определении положительных эмоций. Они либо вообще отказывались называть такую эмоцию, либо заменяли ее другим значением. Например, «счастье» называли «умиротворением». Эта группа больных имеет левополушарную организацию работы мозга.

% (17 карточек) предложенных карточек испытуемые не могли охарактеризовать никак. Это следующие карточки: №№ 2, 3, 5, 9, 10, 12, 16, 17, 20, 25, 28, 32, 35, 36, 37, 38, 45 (приложение). Испытуемые не знали, что за эмоцию испытывает человек. В норме же эти карточки не вызывали никаких трудностей (приложение 6). Таким образом, для больных шизофренией характерно то, что они не опознают данную группу эмоций, куда вошли положительные и нейтральные эмоции, у них нет эталона на эти эмоции (чем вызвано затруднение распознавания).

3в) Выводы

1. Нами было выделено две группы испытуемых:

1) больные, которые называли эмоции только после просмотра всех карточек;

2) больные, которые сразу брались за выполнение задания.

1. Первая группа больных имеет смешанный и преимущественно левый профиль асимметрии с ведущим левым глазом и ухом. А вторая - правый, преимущественно правый и смешанный профиль асимметрии.

2. По мере нарастания дефекта происходит снижение точности и способности распознавания эмоций, что усугубляется накоплением показателей левшества по профилю межполушарной асимметрии.

3. Коэффициент корреляции между определением эмоций и профилем асимметрии достоверно значим.

Данные методики «Классификация эмоций»

а) Контрольная группа.

Классификация проходила легко. Однако, нами были выделены две группы испытуемых:

1) левополушарные испытуемые с четкой и конкретной картиной восприятия и оценки эмоций;

2) правополушарные, нуждающиеся в целостной картине предлагаемых им эмоций, только после чего формируют уже отдельные группы.

Таким образом, в связи с участием разных полушарий мозга в оценке эмоций, выработались разные стратегии их классификации.

4б) Патология

Несмотря на то, что испытуемые были уже знакомы с материалом, возникли достаточно большие трудности.

Из всей группы 65 % вообще не смогли провести классификацию эмоций. Они испытывали чувство страха перед этим заданием, начинали беспокоиться, выражали негативное отношение к факту самого исследования. Эта часть больных по профилю асимметрии имеет смешанный и преимущественно левый тип, т.е. больные этой группы имеют правополушарную организацию работы мозга (приложение 7).

Остальные 35 % больных брались за это задание, но либо раскладывали карточки по 1-2 в группу, либо делали всего 2 группы, называя их «противоположными» или «другими». Группы, состоящие из 1-2 карточек, имели в большинстве случаев одинаковые названия, но в одну группу не объединялись. Наиболее часто встречаемые названия таких групп: «спокойные» (до 5 групп), «счастливые» (до 12 групп), «задумчивые» (до 8 групп). Испытуемые этой группы имеют правый, преимущественно правый профиль межполушарной асимметрии, т.е. у них левополушарная организация. В «противоположные» и «другие» группы входили карточки с различными эмоциональными состояниями, и больных это нисколько не смущало. Основанием для классификации групп в этом случае служили пол и возраст изображенных на карточках людей. Профиль асимметрии больных, предлагающих такие группы, также правый и преимущественно правый (это больные с левополушарной организаций).

4в) Выводы

1. По итогам классификации эмоций больными нами было выделено две отличные друг от друга стратегии:

а) выделение групп, состоящих из 1-2 карточек, где основанием являлись изображенные эмоции людей;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7