Рационально-эмотивная психотерапия

Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям.

У нормально функционирующего человека имеется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей. Эта система имеет вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций. Хотя они иногда могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не мешают достижению целей [1].

Итак, цель рационально-эмотивной психотерапии - перевод клиента в проблемной ситуации с иррациональных установок на рациональные.

В РЭТ считается, что для того, чтобы произошли глобальные изменения, желательно, чтобы клиент сделал три главные вещи: 1) понял, что основную ответственность за свои мысли, чувства и поступки несет он сам, и перестал перекладывать ее на своих родителей, культуру, окружающую действительность; 2) увидел, как именно вредят ему его мысли, чувства и действия; 3) настойчиво и последовательно старался изменить свои иррациональные убеждения, эмоции и поведение [29].

РЭТ показана прежде всего пациентам, способным к интроспекции, анализу своих мыслей. Она предполагает активное участие пациента на всех этапах психотерапии, установление с ним отношений, близких к партнерским. Этому помогает совместное обсуждение возможных целей психотерапии, проблем, которые хотел бы разрешить пациент (обычно это симптомы соматического плана или хронического эмоционального дискомфорта) [16].

Начало работы включает информирование пациента о теории РЭТ (эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка), о последовательных этапах восприятия события человеком. После этого приступают к работе с системой убеждений клиента.

В работе с когнициями пациентов диагностическая формула G-А-В-С дополняется новыми элементами, трансформируясь в терапевтическую формулу G-А-В-С-D-Е, где D - дискутирование (оспаривание иррациональных убеждений), Е - эффективные рациональные убеждения, сменившие прежние иррациональные.

Основные этапы психотерапии:

1. Кларификация, прояснение параметров события (А), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших пациента, вызвавших у него неадекватные реакции. Фактически на этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет пациенту дифференцировать события, которые могут и не могут быть изменены.

2. Идентификация следствий (С), прежде всего аффективных воздействий события. Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие. Это необходимо, поскольку не все эмоции легко дифференцируются человеком, некоторые подавляются и поэтому не осознаются из-за включения механизмов психологической защиты.

. Выявление системы оценочных когниций (как иррациональных, так и рациональных установок) (В). Цель этапа реализована, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки, показан характер связи между ними. Выявление рациональных установок также необходимо, поскольку они составляют ту позитивную часть отношения, которая в последующем может быть расширена.

. Дискутирование по поводу иррациональных убеждений (D). На этом этапе терапевт обсуждает и оспаривает иррациональные суждения клиента. Теперь клиента стимулируют к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений и поупражнялся с ними.

Замена иррациональных убеждений на эффективные рациональные (Е) [16, 17].

На этапах реконструкции системы убеждений пациента воздействие осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Когнитивный уровень. РЭТ учит клиентов осознавать свои "долженствования", отделять рациональные убеждения от иррациональных, принимать действительность такой, какая она есть. Также клиенты учатся оспаривать свои иррациональные убеждения и заменять их на рациональные. С этой целью терапевты используют различные когнитивные техники: РЭТ применяет сократовский диалог между терапевтом и пациентом. Вообще беседа является главным терапевтическим инструментом в когнитивной терапии. Терапевт тщательно составляет вопросы, целями которых являются: а) прояснение или определение проблемы; б) помощь пациенту в идентификации его иррациональных мыслей; в) изучение значения событий для пациента; г) оценка последствий поддержания неадаптивных мыслей и поведения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4