Состояние лекарственного обеспечения населения Российской Федерации

Особенно остро этот вопрос стоит в части номенклатуры жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, перечень которых утверждается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 890. Указанный перечень, включающий 394 номенклатурные позиции, из которых 47% не производится в Российской Федерации, является основой для реализации Программы "Государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".

В результате глубокого экономического кризиса 1998 года резко снизилась платежеспособность населения, что привело к уменьшению спроса на импортные медикаменты. Произошло сокращение импорта лекарственных средств и медицинских изделий. Это давало предприятиям отечественной промышленности возможность увеличить объем продаж медикаментов и отвоевать у зарубежных производителей значительную долю рынка.

Однако, этого не произошло. Анализ показывает, что доля в товарообороте медикаментов отечественного производства в 2000 году в денежном выражении составила порядка 45-46 %, а в последнее время в российском производстве она не превышает 40%. Для обеспечения национальной безопасности государства этот показатель должен составлять не менее 70%. Таким образом, ситуация 1998 года к изменению структуры рынка не привела. Зависимость России от импорта лекарственных средств неуклонно нарастает.

В первую очередь это объясняется постоянной нехваткой оборотных средств у отечественных производителей и, как следствие, невозможностью резкого увеличения как в количественном исчислении, так и перечня выпускаемой продукции. Но с другой стороны, это результат политики многих фармацевтических предприятий, направленной на получение максимальной прибыли при минимальном вложении средств в развитие производства и, как результат - выпуск устаревшей и неэффективной продукции.

Особого внимания требует организация лекарственной помощи населению, проживающему в сельской местности. В селах работают филиалы только государственных и муниципальных предприятий, частный сектор не развивается. В населенных пунктах, не имеющих аптек, лекарственная помощь осуществляется через фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы). С этой целью Минздравсоцразвития России рекомендует следующее: в целях улучшения доступности лекарственной помощи гражданам сельской местности целесообразно в ФАПах организовать аптечные пункты продажи населению ЛС, ИМН, а также отпуска необходимых лекарственных средств отдельным категориям граждан по рецептам врача (фельдшера), при наличии лицензии на осуществление фармдеятельности. При отсутствии экономической целесообразности или наличии причин, препятствующих организации аптечных учреждений, помощь в реализации лекарств населению может оказывать фельдшер ФАПа на основании договорных отношений с аптечной организацией.

Перейти на страницу: 1 2 3