Состояние лекарственного обеспечения населения Российской Федерации

Лекарственное обеспечение является одной из важнейших составляющих оказания медицинской помощи населению и включает в себя, как уже было сказано, систему управления фармацевтической деятельностью, производство, контроль качества, оптовую и розничную реализацию и использование лекарственных средств (Стародубов В.И., 1999).

Регулирующими этот сектор здравоохранения документами являются Конституция Российской Федерации, "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", закон "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", а также другие законодательные и нормативно-правовые акты.

Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объемах по доступным ценам и осуществляется путем развития рынка фармацевтических услуг (Стародубов В.И., 1999).

Основными путями государственного регулирования в сфере лекарственного обеспечения являются (Медик В.А., Юрьев В.К., 2003):

государственная регистрация лекарственных средств;

лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств;

аттестация и сертификация специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;

государственный контроль производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств;

государственное регулирование цен на лекарственные средства.

Сложившийся в настоящее время на основе действующей законодательной и нормативно-правовой базы хозяйственный механизм лекарственного обеспечения характеризуется сочетанием рыночных принципов функционирования фармацевтических организаций с мерами государственного регулирования, направленными на осуществление социальной защиты населения.

Минздравсоцразвития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти в области охраны здоровья осуществляет лекарственное обеспечение федеральных учреждений здравоохранения и в рамках целевых федеральных программ по социально значимым заболеваниям - учреждений здравоохранения регионального уровня.

В субъектах Российской Федерации лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и населения. Обеспечение доступности и адекватности лекарственной помощи населению при постоянном увеличении доли расходов на медикаменты в бюджетах здравоохранения и снижении платежеспособности населения требует принятия дополнительных мер, направленных на совершенствование механизмов государственного регулирования лекарственного обеспечения; обеспечение государственной поддержки отечественных производителей лекарственных средств; совершенствование организации обеспечения лекарственными средствами и управления фармацевтической деятельностью.

Фармацевтический рынок Российской федерации имеет ряд особенностей, которыми он отличается от рынков других товаров. К этим особенностям можно отнести широкий ассортимент лекарственных средств, длительный цикл их разработки, высокую наукоемкость, зависимость потребности в препаратах от эпидемий, стихийных бедствий, других экстремальных ситуаций.

Внедрение рыночных механизмов в фармацевтическую деятельность способствовало насыщению российского рынка широким ассортиментом лекарственных средств; В настоящее время зарегистрировано и разрешено к медицинскому применению 13,5 тыс. препаратов, что в 2,4 раза превышает уровень 1992 г. Ассортимент лекарственных средств представлен 98 фармакотерапевтическими группами, 70% объемов потребления которых приходится на 4 группы: анальгезируюшие, жаропонижающие и противовоспалительные средства (28%), витамины (18%), сердечно-сосудистые препараты (13%) и антибактериальные средства, включая антибиотики, сульфаниламидные и противотуберкулезные препараты (12%).

Перейти на страницу: 1 2 3