Состояние лекарственного обеспечения населения Российской Федерации

Лекарственное обеспечение является одной из важнейших составляющих оказания медицинской помощи населению и включает в себя, как уже было сказано, систему управления фармацевтической деятельностью, производство, контроль качества, оптовую и розничную реализацию и использование лекарственных средств (Стародубов В.И., 1999). цены на пластические операции здесь.

Регулирующими этот сектор здравоохранения документами являются Конституция Российской Федерации, "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", закон "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", а также другие законодательные и нормативно-правовые акты.

Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объемах по доступным ценам и осуществляется путем развития рынка фармацевтических услуг (Стародубов В.И., 1999).

Основными путями государственного регулирования в сфере лекарственного обеспечения являются (Медик В.А., Юрьев В.К., 2003):

государственная регистрация лекарственных средств;

лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств;

аттестация и сертификация специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;

государственный контроль производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств;

государственное регулирование цен на лекарственные средства.

Сложившийся в настоящее время на основе действующей законодательной и нормативно-правовой базы хозяйственный механизм лекарственного обеспечения характеризуется сочетанием рыночных принципов функционирования фармацевтических организаций с мерами государственного регулирования, направленными на осуществление социальной защиты населения.

Минздравсоцразвития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти в области охраны здоровья осуществляет лекарственное обеспечение федеральных учреждений здравоохранения и в рамках целевых федеральных программ по социально значимым заболеваниям - учреждений здравоохранения регионального уровня.

В субъектах Российской Федерации лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и населения. Обеспечение доступности и адекватности лекарственной помощи населению при постоянном увеличении доли расходов на медикаменты в бюджетах здравоохранения и снижении платежеспособности населения требует принятия дополнительных мер, направленных на совершенствование механизмов государственного регулирования лекарственного обеспечения; обеспечение государственной поддержки отечественных производителей лекарственных средств; совершенствование организации обеспечения лекарственными средствами и управления фармацевтической деятельностью.

Фармацевтический рынок Российской федерации имеет ряд особенностей, которыми он отличается от рынков других товаров. К этим особенностям можно отнести широкий ассортимент лекарственных средств, длительный цикл их разработки, высокую наукоемкость, зависимость потребности в препаратах от эпидемий, стихийных бедствий, других экстремальных ситуаций.

Внедрение рыночных механизмов в фармацевтическую деятельность способствовало насыщению российского рынка широким ассортиментом лекарственных средств; В настоящее время зарегистрировано и разрешено к медицинскому применению 13,5 тыс. препаратов, что в 2,4 раза превышает уровень 1992 г. Ассортимент лекарственных средств представлен 98 фармакотерапевтическими группами, 70% объемов потребления которых приходится на 4 группы: анальгезируюшие, жаропонижающие и противовоспалительные средства (28%), витамины (18%), сердечно-сосудистые препараты (13%) и антибактериальные средства, включая антибиотики, сульфаниламидные и противотуберкулезные препараты (12%).

Перейти на страницу: 1 2 3