Состояние лекарственного обеспечения населения Российской Федерации

Отсутствие в достаточных объемах и номенклатуре лекарственных препаратов отечественного производства компенсируется продукцией, ввозимой из-за рубежа, в структуре которой преобладают расфасованные для розничной продажи лекарства (до 95%). Значительные объемы приходятся на импорт препаратов крови, рентгеноконтрастных веществ, инсулинов, иммунодепрессантов и онкологических препаратов.

Производством лекарственных средств в России занято около 450 предприятий, организаций и учреждений различных отраслей, представляющих производственный потенциал фармацевтической промышленности России. Из них 117 предприятий фармацевтической промышленности являются основными производителями и выпускают более 2500 наименований лекарственных препаратов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.98 № 650 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие медицинской промышленности на 1998-2000 годы и на период до 2005 года".

Основной целью программы является наращивание научно-технического и производственного потенциала медицинской промышленности, что позволит удовлетворить не менее, чем на 70%, потребности здравоохранения за счет отечественной продукции надлежащего качества.

За последние годы произошли значительные изменения в сфере обращения лекарственных средств и управления фармацевтической деятельностью.

В оптовой торговле лекарственными средствами преобладают организации негосударственных форм собственности. На территории России оптовую торговлю лекарствами осуществляют около 7000 структур, из которых 700 имеют федеральные лицензии и реализуют лекарственные средства на всей территории Российской Федерации. В рейтинге 25 крупнейших оптовиков России, контролирующих 45% рынка, имеется только 1 государственное предприятие.

Аптечная сеть представлена 16 тыс. аптек, среди которых преобладают государственная и муниципальная формы собственности (71,3%); 40 тыс. аптечных пунктов; 10 тыс. аптечных киосков; 1,15 тыс. аптечных магазинов и магазинов оптики. При этом отмечается тенденция к увеличению объема реализации лекарственных средств населению через мелкорозничную аптечную сеть (аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины), которая в основном приватизирована.

Система управления аптечной службой представлена тремя формами: структурное подразделение в составе органа управления здравоохранением (62%); самостоятельный орган управления при органах исполнительной власти субъектов Федерации (22%); негосударственная организация (ОАО, ООО и т. д.), на которую возложены отдельные функции государственного управления (16%).

Несмотря на широкий ассортимент лекарственных средств, представленных на фармацевтическом рынке, доступность лекарственных средств ограничена, что обусловлено высокими ценами на медикаменты, недостатком финансовых средств у государства и низкой платежеспособностью населения. Уровень цен в значительной степени зависит от удельного веса валютной составляющей как для импортируемых лекарственных средств, так и для отечественных препаратов».

Регулирование цен на лекарственные средства в соответствии с действующим законодательством осуществляется системой торговых надбавок, которые устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Существующая система формирования цен на лекарственные средства позволяет участникам товаропроизводящей сети неоправданно завышать цены на медикаменты, что не способствует рациональному использованию бюджетных средств.

Перейти на страницу: 1 2 3