Материалы и методы исследования
Данное исследование было проведено в январе - марте 2006 г и включало несколько последовательных этапов. На первом этапе был проведен сравнительный анализ имеющихся на сегодняшний день в литературных источниках данных, касающихся различных аспектов заявленной темы. Второй этап включал изучение основных направлений деятельности главных медицинских сестер ряда крупных ЛПУ г. Красноярска. Была проведена работа с главными медицинскими сестрами девятнадцати лечебно-профилактических учреждений, в том числе: Кофемашина philips горит calc clean мигают кнопки clean и calc и индикатор включения горит.
· 10 многопрофильных ЛПУ, включая такие крупные учреждения, как ККБ №1, ГКБ №20 им. И.С. Берзона, ГКБ №6 им. Карповича, Дорожная больница Красноярской Железной дороги, Енисейская клиническая центральная бассейновая больница и др.;
· 9 амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ).
Главным инструментом данного исследования послужила специально разработанная Анкета, состоящая из 22-х открытых и закрытых вопросов (Приложение 1). При анализе полученных данных были использованы методы статистического анализа, рекомендованные для применении при исследованиях в сфере общественного здоровья и здравоохранения (Кучеренко В.З., 2004). Кроме того, в ряде случаев для более точного анализа деятельности главных медицинских сестер использовались также данные учетно-отчетной документации учреждений. Третий этап исследования включал разработку, на основании проведенного анализа, ряда практических рекомендаций по оптимизации деятельности главной медицинской сестры многопрофильного ЛПУ, а также примерной модели деятельности главной медицинской сестры многопрофильного ЛПУ в соответствии с требованиями Отраслевой программы развития сестринского дела. Заключительным этапом стала подготовка и оформление дипломной работы.
Анализ результатов анкетирования
Итак, как уже было сказано, в ходе исследования нами было проанкетировано девятнадцать главных медицинских сестер крупных ЛПУ г. Красноярска.
Распределение респондентов по возрасту можно представить в виде следующей диаграммы. (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Распределение респонентов по возрасту
Из приведенной диаграммы мы видим, что лиц, младше 20 лет среди главных медицинских сестер нет, а главная медицинская сестра в возрасте 21-30 лет только одна. Основной процент (50% в многопрофильных ЛПУ и 44,5% в АПУ) опрошенных приходится на возраст 41-50 лет; на возраст старше 50 лет приходится 40% главных медицинских сестер многопрофильных ЛПУ и 33,3% - АПУ; на возраст 31-40 лет - 10% и 11,1% соответственно.
Похожим образом выглядит и распределение в зависимости от стажа работы (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Распределение респонентов в зависимости от стажа работы по специальности
Мы видим, что лиц со стажем работы по специальности (медицинской сестрой) менее 1 года среди главных медицинских сестер ЛПУ нет, а стаж работы в пределах от 1 до 10 лет имеет лишь одна респондентка. Большая часть опрошенных имеет стаж работы более 20 лет: 70% главных медицинских сестер многопрофильных ЛПУ и 55,6% - АПУ. Стаж работы в пределах от 11 до 20 лет имеют 30% и 33,3% опрошенных соответственно. Практически все респонденты имеют высшую квалификационную категорию (80% - в многопрофильных ЛПУ и 77,8% - в АПУ).
Из вышеизложенного следует, что подавляющее большинство главных медицинских сестер ЛПУ Красноярска - специалисты с большим опытом и стажем работы. В группе главных медицинских сестер многопрофильных ЛПУ эти показатели несколько выше, чем среди медсестер АПУ; возможно, из этого следует вывод о том, что работа главной медицинской сестры в многопрофильном ЛПУ требует более высокого уровня профессиональной подготовки, чем работа в АПУ.
Отвечая на вопросы о личных качествах, необходимых в работе главной медицинской сестры, медицинские сестры многопрофильных ЛПУ продемонстрировали следующее распределение своих предпочтений (Диаграмма 3). С учетом того, что при ответе на данный вопрос (как и на последующие вопросы) респонденты оценивали уровень значимости или выраженности той или иной группы качеств по пятибалльной шкале, на вертикальной оси в диаграмме отложен уровень средней оценки, который равен сумме всех оценок, деленной на общее количество опрошенных.
Подбор очковой коррекции |
Закаливание организма |
Гигиена полости рта |