Основы здорового образа жизни

Сегодня перед человечеством со всей остротой стоит вопрос, как организовать образ жизни в соответствии с биологической природой человека и его социальными потребностями и жить полноценной, творческой жизнью, не болея. Ответ на этот вопрос па первый взгляд достаточно прост и однозначен - Вести здоровый образ жизни. Однако в современном обществе здоровый образ жизни - это сложное, многофункциональное явление.

Ученые отмечаю г чрезвычайное многообразие связен здоровою образа жизни с различными сторонами общественной жизни, например между образом жизни и здоровьем, культурой и здоровьем, между медицинскими знаниями и самовоспитанием личности, уровнем двигательной активности определенных социальных групп населения и обороноспособным потенциалом страны, уровнем развития образования, культуры и ее составной части - физической культуры и общественно-экономическими достижениями нации.

Не вызывает сомнений необходимость дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни в различных слоях и социальных группах. Чрезвычайно актуальна разработка основ здорового образа жизни студенческой молодежи, тем более что до сих пор эта проблема остаётся недостаточно исследованной.

Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредоточивать усилия лишь на преодолении факторов риска возникновения различных заболеваний, таких, как алкоголизм, табакокурение, наркомания, гиподинамия, нерациональное питание, конфликтные отношения, а главное выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в различных сторонах жизни человека.

Здоровьем хорошее психофизическое состояние как стиль жизни - это философия людей, которые не хотят быть пассивными и воспринимать как неизбежное болезни, слабость сердечно-сосудистой системы, избыточную массу и снижение работоспособности. Это стиль жизни для тех, кто борется с факторами риска, сохраняет свою жизнеспособность и укрепляет ее и хочет поддерживать качество жизни в любом возрасте.

Если человек не будет любить жизнь, бороться за свое полноценное физическое и духовное долголетие, никакая медицинская паука, никакие лекарства и рецепты ему не помогут. К тому же всем известно, что значительно легче и разумнее предотвратить, предупредить болезнь, чем чинить «испорченный» и «изломанный» организм.

Таким образом, роль воспитания (в том числе физического) заключается в том, чтобы выработать у каждого члена общества отношение к здоровью как к главной человеческой ценности.

Древние врачи говорили, что человек есть «храм здоровья и красоты» (Маймонид). И о том, чтобы этот храм был чистым, красивым и здоровым должен заботиться сам человек - хранитель своего храма. Сегодня большинство людей утверждает, что здоровье это проблема не только медицинских работников, но и специалистов, занимающихся проблемами здорового образа жизни. Поэтому педагог, врач должны уметь рассказать своим ученикам, как надо содержать этот храм.

В ближайшее время на помощь преподавателю прилег компьютерная техника, позволяющая облегчить учет и анализ психофизического состояния студентов, определять индивидуальные факторы, направленные на духовное и физическое совершенствование, разрабатывать варианты программ борьбы с факторами риска для здоровья.

Вместе с тем, какого бы уровня не достигла современная информатика, ведущей фигурой учебного процесса всегда будет педагог, и от того, насколько творчески он сможет использовать информационные данные, будет зависеть психическое и физическое совершенство студенческой молодежи.

К основным направлениям здорового образа жизни относятся следующие: социальный (образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым): медико-биологический (образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, а также укрепляющим, ритмичным и аскетичным); педагогический (образ жизни должен быть воспитывающим, формирующим и стимулирующим).