Современные подходы к пониманию здоровья

Несмотря на то, что вся медицинская наука направлена на изучение состояния здоровья детей и молодежи в нашей стране проблема раскрыта еще недостаточно. Особенно это касается роли предупреждения и профилактики заболеваний.

Приоритетными направлениями осуществляемых социальных мер признаются улучшение здоровья детей и молодежи, создание для них благоприятных условий и повышение уровня знаний всего населения об основных факторах риска и пулях профилактики как инфекционной, так и неинфекционной заболеваемости.

Здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем предшествующего. Это непреложная истина. Вместе с тем на новые поколения людей, их здоровье и работоспособность действуют такие факторы, о существовании которых несколько десятилетий назад и не подозревали. При этом не вызывает сомнения тот факт, что в разных возрастных группах факторы, влияющие на уровень здоровья, оказывают различное воздействие.

Сложность установления причинно-следственных связен между состоянием здоровья молодежи и достижениями медицинской науки заключается в том, что «здоровье» не имеет четкого определения, количественно его измерить очень трудно. Известно большое число определений здоровья, но нельзя утверждать, что все они пригодны для количественных характеристик и создания модели управления состоянием здоровья молодежи.

Сопоставление определений сущности здоровья, которых, по мнению различных авторов, в наличии более двухсот, в общем сводится к тому, что «здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Ряд авторов предлагает оценивать здоровье в комплексе как соматическое, физическое, психическое, нравственное, сексуальное.

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Его основу составляет биологическая программа индивидуального развития человека, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза.

Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - уровень развития (антропометрические показатели) и функциональные возможности органов и систем организма. Основу физического здоровья составляю! морфологические и функциональные резервы клеток тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основа психического здоровья - состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается потребностями биологического и социального характера и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и Мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот композит связан с общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты и в значительной мере определяется духовностью человека, его знанием и воспитанием.

Сексуальное здоровье комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. Основу сексуальною здоровья составляют: 1) способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики; 2) свобода от страха, чувства стыда и вины. ложных представлений и других психологических факторов. подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения; 3) отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей. мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Перейти на страницу: 1 2 3