Образ жизни студента

Образ жизни - это философско-социологичсская категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которые рассматриваются в единстве с условиями жизни.

В основе образа жизни лежит, с одной стороны, определенная совокупность деятельности в разных сферах общественной жизни, а с другой условия, в которых он развивается и складывается. В этой связи важно знать, какой вклад вносит в образ жизни каждый из видов входящих в него деятельное теп (учебно-трудовая, трудовая, культурно-бытовая, общественно-политическая и др.), какое влияние оказывают они друг на друга в процессе взаимодействия. Свежая информация сухой винтовой компрессор тут.

В основе образа жизни лежит деятельность, точнее говоря, совокупность деятельностей в разных сферах общественной жизни. Конечно, при рассмотрении образа жизни необходимо иметь в виду и те условия, в которых он складывается и развивается, однако они не определяют сущность образа жизни класса, социальной группы и даже конкретного человека.

Мы будем рассматривать категорию образа жизни в основном как биосоциальную. Образ жизни человека в большей степени определяется его биологическими особенностями, состоянием здоровья, особенностями повседневной жизни, трудовой деятельностью, бытом, формами использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участием в общественной жизни, нормами и правилами поведения. Доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 60-65 % приходится на образ жизни. Он включает в себя не любые, а социально значимые виды деятельности. Поэтому социологию интересуют не вес факты сознания и поведения человека, а лишь те. которые значимы дня общества и фиксируют связи человека с важнейшими явлениями общественной жизни.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные его составные части: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие виды деятельности. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главным в образе жизни человека является то. как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и виды жизнедеятельности, се направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои различия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т. д. Будучи в значительной мере обусловленным социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Категория образа жизни интегративна по отношению к таким понятиям, как уровень, качество и стиль жизни.

Уровень жизни - категория, характеризующая степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей, включает спектр всех социальных ценностей.

Качество жизни характеризуется удовлетворением человеческих потребностей.

Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, пол который подстраиваются психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

У каждой личности при одинаковом уровне потребностей свой индивидуальный способ их удовлетворения, поэтому поведение у людей разнос и зависит оно в значительной степени от воспитания.

Многие исследователи предлагают рассматривать индивидуальный стиль жизни людей сточки зрения социально-психологических особенностей, т. е. через категории целей жизни, счастья и благополучия. Классификация стилей жизни с позиции саморегуляции позволяет выделить четыре принципа, сориентированных на реализацию требований аскетизма, созерцания и деяния. Анализ показывает, что данные принципы саморегуляции являются предпосылками формирования представлений человека о возможных способах достижения счастья, а сами эти представления выполняют системообразующие функции в определенных индивидуальных стилях жизни.

В современных условиях совершенствование образа жизни требует более четкого определения исходных принципиальных положений, характеризующих формы и методы его изменения.

Во-первых, речь идет об анализе реально достигнутого состояния, фактически сложившейся структуры условий жизни, степени развитости тех или иных видов и форм деятельности людей и сравнения полученных данных с соответствующими и качественными показателями в прошлом, а также в других странах или регионах.

Перейти на страницу: 1 2 3