Образ жизни студента

Во-вторых, необходимо знать специфические условия и виды жизнедеятельности различных социально-классовых, социально-демографических и соцнально-профессиональных групп населения. Это особенно важно при планировании на уровне территориальных общностей, когда городской или сельский образ жизни может быть рассмотрен еще и как образ жизни определенного социального статуса - рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества и т. д. В национальных районах требуется учет тех аспектов и сторон жизни, которые присущи данной нации, народности или этнической группе.

Только при таком подходе возможно сбалансированное развитие всех элементов образа жизни, имеющего, помимо общих черт и особенностей, специфические формы проявления в конкретной исторической обстановке или социальной среде.

В-третьих, перемены в образе жизни связаны с активным включением в разработку, реализацию, корректировку намеченных планов людей, ибо только при их участии можно добиться коренных преобразований, направленных на обновление общества в нашей стране.

В-четвертых, вполне закономерно в процессе управления использовать идеальную модель образа жизни, т. е. брать за основу нормативные требования и показатели, характеризующие его будущее состояние. Несмотря на ограниченность имеющихся у общества ресурсов, идеальная модель образа жизни позволяет выявить степень расхождения с реальным положением и на этой основе способствует более точному, квалифицированному определению средств осуществления перспективных целей.

И наконец, важное значение приобретает учет интересов и потребностей людей, что находит отражение в желаемом образе жизни, который может не совпадать с реально достигнутым, но в то же время отличаться от идеального. Поэтому ориентироваться непосредственно на идеальную модель не всегда целесообразно. Степень же расхождения или совпадения между реальным, желаемым и идеальным образом жизни является основой для оптимального, научно обоснованного планирования образа жизни.

Желаемый образ становится той непосредственной целью, которую люди ставят перед собой. Анализ ценностных ориентации показывает, что в юс сознании и поведении складывается ряд новых явлений.

Следовательно, современный образ жизни представлен различными типами, в которых сочетаются самые разные проявления сознания людей: позитивное, негативное и переходное.

Ценностные ориентации являются компонентом не только сознания, по и поведения. От того, какие целевые установки человек реализует в своем поведении, зависит его образ жизни.

Как социальная общность студенческая молодежь обладает специфическими характеристиками, многие из которых очевидны и обусловливаются решаемыми ею задачами. Во-первых, в этот период организм приобретает зрелость, под которой понимают, прежде всего, социальную способность к труду в общественном производстве без возрастных ограничений. Во-вторых, в эти годы происходит выбор профессии, т. е. определение индивидом своего места в системе общественного разделения труда. В-третьих, для молодых людей характерны ускоренное формирование процесса основополагающих потребностей и их закрепление, выработка нравственной модели поведения.

В-четвертых, создаются семьи, рождаются дети, которых необходимо растить и воспитывать. Нередко все эти задачи молодежь решает практически одновременно, что придает ее образу жизни особую динамичность, интенсивность, а противоречия носят довольно сложный характер.

Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные возможности и способности. В. М. Выдрин (1980) выделил наиболее важные качества современного человека: «во-первых, всестороннее развитие его индивидуальных зада псов, склонностей и дарований для воплощения в творческие способности ко всем сем видам деятельности, которые необходимы в обществе; во-вторых, освоение каждым человеком достижений науки и культуры, формирование научного мировоззрения и в результате перемещение жизненного интереса из сферы материальном потребления в сферу удовлетворения духовных запросов; в-третьих, гармоническое развитие духовных и двигательных способностей человека, его духовной и физической красоты».

Формирование здорового, разумного образа жизни включает ряд компонентов. Первый и главный компонент образа жизни - груд (в данном случае труд, учеба понимаются как синонимы). От него зависит здоровье, он является важным условием духовного развития человека, соединения личного счастья со счастьем других людей. Второй компонент личного образа жизни - общение с людьми, заимствование богатого опыта старших, обогащение своего внутреннего мира за счет знаний, достижений культуры.

Перейти на страницу: 1 2 3