Методы исследования

В педагогических научных исследованиях в области физической культуры используются методы исследования, позволяющие эффективно решать ту или иную задачу (15). В данной работе, в соответствии с целью и задачами исследования, использовались такие методы как:

. анализ научно-методической литературы

. тестирование

. педагогический эксперимент

. метод математической статистики

Использованные методы соответствовали требованиям, предъявляемым к методом научного исследования (12).

Анализ научно-методической литературы

Данный метод позволили глубоко изучить проблему настоящего исследования, кроме этого дал возможность конкретизировать и сформулировать цель исследования, определить задачи, объект, предмет и рабочую гипотезу. Метод использовался на различных этапах исследования в соответствии с поставленными задачами конкретного этапа. Всего было изучено 16 источников научно-методической литературы.

Метод контрольных испытаний

В основе выбора тестов для оценки физического состояния испытуемых исходили из того, что применяемые с этой целью контрольные испытания были компактными, включали в себя простые двигательные задания, известные занимающимся, не требовавшие предварительного изучения техники их выполнения. Тесты так же были легко выполнимы в условиях зала.

Оценка подвижности позвоночника назад. Измеряется расстояние от остистого отростка седьмого шейного позвонка до начала ягодичной складки. Затем это же расстояние измеряется при максимально возможном наклоне головы и туловища назад (ноги прямые). Показатель подвижности - полученная разница в сантиметрах.

Оценка подвижности позвоночника вперед. Выполняется из исходного положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, прямые. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укрепленных вертикально к скамейке линеек, прикрепленных так, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Если концы пальцев исследуемого ниже края скамейки, то результат записывается со знаком "+", если выше - со знаком "-".

Оценка силы мышц спины. Исследуемый ложится лицом вниз поперек кушетки, так чтобы верхняя часть туловища до гребешка подвздошных костей находилась на весу (ноги удерживает обследователь). Время до полного утомления мышц определяется по секундомеру.

Оценка силы мышц брюшного пресса. Определяется числом переходов из положения лежа на спине в положении сидя и обратно (ноги удерживает обследователь). Темп медленный, не свыше 16 раз в минуту (14).

Педагогический эксперимент

Для решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент. Данный эксперимент характеризуется как формирующий, поскольку является заключительным звеном в педагогическом исследовании и предполагает разработку нового содержания; сравнительный, так как в ходе его проведения происходит сравнение результатов в начале и конце эксперимента.

В контрольной группе, на протяжении второй и третьей четверти на уроках физической культуры, предлагалось выполнение шести комплексов упражнений (см. приложение 1) групповым способом. На каждое упражнение отводилось около 1 - 2 минут. Упражнения проводились в заключительной части урока продолжительностью около 10 -12 минут.

Перейти на страницу: 1 2