Лекарственное обеспечение льготных категорий населения

Следующий важный раздел в работе по реализации системы ДЛО - формирование потребности и составление заявки. Этот процесс подробно представлен в Методических рекомендациях, утвержденных 12.03.2005. Формирование потребности начинается от врача первичного звена или узких специалистов (эндокринологов, фтизиатров, онкологов и др.) и проводится с учетом остатков в аптеках, на складах и расхода за предыдущий период, а также с учетом истории продаж. Примерный порядок взаимодействия участников ДЛО по определению потребности может видоизменяться в зависимости от особенностей работы региона.

В организации лекарственного обеспечения важную роль играет управление товарными запасами. Это направление позволяет решить следующие задачи: накопление товара и его распределение; своевременное удовлетворение спроса; защиту от изменения цен и инфляции; управление затратами. Для удовлетворения текущей или перспективной потребности необходимо вести четкий учет текущего уровня товарных запасов.

С целью создания системы управления товарными запасами в субъектах Российской Федерации целесообразно: выделить ответственных за организацию работы по управлению товарными запасами и координацию действий для принятия конкретного управленческого решения; определить обязанности каждого участника в системе управления товарными запасами по прогнозу потребности, накоплению истории продаж, проведению инвентаризации, созданию условий хранения товара; определить сроки и периодичность проведения инвентаризаций.

Необходимо наладить информационное взаимодействие участников системы ДЛО. Огромное значение в этом процессе придается автоматизации аптек и ЛПУ, созданию единого информационного пространства. Основными задачами при решении этих вопросов являются: автоматизация выписки рецептов; учет и отчетность отпущенных ЛС; передача информации от дистрибьютора (федерального или регионального) в аптеку, а из аптеки в ЛПУ о наличии и поступлении товара (ЛС), удовлетворении заявки и т.д.

Финансирование предоставленного лекарственного обеспечения тесно связано с формированием отчетности и проведением экспертизы отпущенных ЛС. Выполнение этих функций возложено на ФФОМС и ТФОМС.

Элементом системы реализации ДЛО является постоянный контроль за ситуацией в субъектах Российской Федерации, который осуществляется путем проведения мониторинга, а также с помощью непосредственных проверок в регионах. Структура и порядок проведения мониторинга определены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.12.2004 № 297 "О мониторинге мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ". Цель проведения мониторинга: получение оперативной информации о ситуации по реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в субъектах Российской Федерации; контроль за обеспечением социальных прав граждан; выявление кризисных ситуаций, связанных с реализацией Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, для принятия управленческих решений; разработка предложений по корректировке механизма реализации системы предоставления государственной социальной помощи.

Информация по итогам мониторинга дает общую картину состояния организации ДЛО и позволяет понять, как функционирует система в целом. Однако по этим данным не всегда можно оценить ситуацию с лекарственным обеспечением в отдельно взятом субъекте и истинную картину происходящих событий. Кроме того, мониторинг не всегда достоверен, так как зависит от правильности предоставления данных и их анализа. Поэтому важно проводить контроль непосредственно в субъекте Российской Федерации для оценки реальной ситуации и решения проблем на местах. Для анализа сложившегося положения разработаны индикаторы оценки ситуации по ДЛО.

В настоящее время система ДЛО в Российской Федерации действует. В России насчитывается 14 600 000 льготников различных категорий, что составляет 10% населения.

Пенсионным фондом Российской Федерации составлен Регистр льготников, который передан в различные организации, задействованные в реализации системы ДЛО: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), фармацевтические организации, аптеки и ЛПУ. Регистры ежемесячно корректируются.

Перейти на страницу: 1 2 3 4