Организационная и управленческая деятельность главной медицинской сестры

Основными функциями в организационно-управленческой деятельности главной медицинской сестры являются: планирование, организация, мотивация, контроль (Хейфец А.С., 2001; 2002; Обуховец Т.П. и др., 2002; Модестов А.А. и др., 2004. и т.д.).

Планирование

Планирование помогает любому руководителю определить цели и задачи предстоящей работы. Это дает возможность наиболее эффективно распределить рабочее время, ресурсы и материальные затраты. К сожалению, не все руководители среднего звена планируют свой рабочий день, что приводит к постоянному дефициту времени и ресурсов, снижению трудоспособности, плохому настроению и самочувствию. От того, как организован трудовой день главной медицинской сестры, зависит организация рабочего времени старших и главных медицинских сестер (Глотова И.Г., Карась Л.С., Черкашина С.А., 2002 и др.).

Для этого составляется перспективный план работы главной медицинской сестры на год, в который вносятся основные крупные мероприятия, планируемые для проведения работы с медицинскими сестрами разных уровней, сестрами-хозяйками и санитарками. На основании годового плана ежемесячно разрабатывается более детальный текущий план, где указываются:

· дни и часы участия главной медицинской сестры в мероприятиях, проводимых администрацией лечебно-профилактического учреждения (обходы отделений, совещания, комиссии и т. п.);

· дни и часы участия главной медицинской сестры в мероприятиях в соответствии с перспективным годовым планом;

· время для ознакомления и работы с медицинской документацией (приказы, протоколы, акты, медицинская литература и т. п.);

· дни и часы для самостоятельных обходов отделений лечебного учреждения;

· выездная работа и т.д.

План утверждается главным врачом, тиражируется и распространяется между старшими медицинскими сестрами отделений.

Важное значение в работе сестринского персонала любого уровня отводится правильной организации труда, куда относится организация рабочего места, эффективное распределение персонала по рабочим точкам, создание творческой и доброжелательной атмосферы в рабочем коллективе. Для этого необходимо иметь нужное количество рабочих помещений, отвечающих требованиям проводимых в них мероприятий (кабинеты главной и старших медицинских сестер, процедурные, перевязочные, комнаты отдыха для сестер и санитарок, комната сестры-хозяйки, конференц-зал и т.д.). Помещения не должны быть загромождены лишней мебелью, вещами и аппаратурой, не должны быть темными и сырыми. Рабочие места необходимо оборудовать в зависимости от характера деятельности медицинской сестры. Необходимо иметь пакеты всех нормативных документов, касающихся работы отделений (приказы по аптечному делу, санитарному режиму, отраслевые стандарты, приказы по должности и т. п.).

Каждая главная медицинская сестра должна иметь информационную папку о своей деятельности, где должны находиться: функциональные обязанности, план работы на год (на месяц), список сотрудников отделений с указанием необходимых данных, график отпусков, план занятий по особо опасным инфекциям, план занятий по повышению квалификации медицинских сестер, банк данных с указанием времени и места повышения квалификации сотрудников и т.д. В отделениях и кабинетах лечебного учреждения должна вестись документация единой формы, четко, разборчиво и аккуратно (журналы сильнодействующих, наркотических и дефицитных средств, спирта, проводимых консультаций, регистрации пациентов и т.д.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6