Управление качеством сестринской помощи сравнительный исследование западного и российского опыта

Актуальность исследования. Возникший в последние десятилетия комплекс социально-экономических, демографических и экологических факторов в обществе негативно повлиял не только на состояние здоровья населения, но и на состояние здоровья в целом. Все возрастающий спрос на медицинские услуги, с одной стороны, и недостаточное обеспечение материальными финансовыми ресурсами здравоохранения - с другой, создают определенные проблемы в обеспечении населения медицинской помощью.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности медицинской помощи, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи принадлежит специалистам со средним медицинским образованием. Изменившиеся экономические условия, повлекшие за собой преобразования в здравоохранении, требуют развития сестринского дела в соответствии с меняющимися условиями деятельности лечебно-профилактических учреждений. Однако организационные мероприятия по совершенствованию сестринского дела, разработка методик измерения объемов и дифференцированной оплаты труда медицинских сестер внедряются недостаточно эффективно, что является причиной ухода из профессии квалифицированного сестринского персонала, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами. От несбалансированности медицинских кадров и малоэффективного использования среднего персонала в практическом здравоохранении страдает в целом система здравоохранения, что оказывает негативное влияние на качество медицинской помощи.

Снижение числа медицинских работников со средним специальным образованием увеличивает во врачебной деятельности долю медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, и принижает роль сестринского персонала, функции которого сводятся к выполнению технической работы, не требующей профессиональной подготовки. Основным условием успешного реформирования здравоохранения в настоящее время является внедрение новых медицинских, организационных и управленческих технологий, призванных повысить качество медико-социальной помощи населению.

Для успешного решения этой задачи необходимы не только материальная база и финансовое обеспечение, но и рациональная деятельность медицинского персонала, с точки зрения, имеющегося российского и зарубежного опыта работы. Возникновение потребности в медицинских сестрах общей практики, специалистах по социальной работе, медицинских менеджерах и медицинских сестрах с высшим образованием требует не только количественного увеличения числа медицинских работников среднего звена, но и качественно иного уровня подготовки.

В настоящее время все больше внимания уделяется оптимизации деятельности медицинских работников среднего звена, как за рубежом, так и в нашей стране. Руководителям лечебно-профилактических учреждений наряду с решением традиционных управленческих задач (распределение медицинских сестер по подразделениям, обеспечение и контроль санэпидрежима, контроль качества сестринской помощи) приходится решать и другие вопросы, возникающие в ходе реформирования здравоохранения и связанные с управлением деятельностью среднего звена. Внедрение в практику современных медицинских технологий определяет новые требования к специалистам сестринского звена.

Модернизация сестринского дела напрямую связана с внедрением современной системы сестринского ухода в деятельность лечебно-профилактических учреждений. Пока же, как показало исследование затрат рабочего времени медицинской сестры в ЛПУ, более 30% его тратится на выполнение вспомогательных работ, не требующих ее квалификации, то есть при рациональном использовании медицинских кадров, оптимальной организации их труда возможно высвобождение резерва времени для осуществления основной деятельности сестринского персонала - работа непосредственно с пациентом.

Однако, чтобы добиться цели, процессом необходимо управлять, поэтому особое внимание должно быть уделено дальнейшему совершенствованию системы управления сестринскими службами с рациональным распределением функций и полномочий всех составляющих системы: от главного специалиста по сестринскому делу на федеральном уровне до медицинской сестры, находящейся около пациента. Основная цель вертикали управления - наиболее эффективное взаимодействие партнерства «медицинская сестра и пациент», потому что между ними нет посредников.

На сегодня практически сформирован институт главных специалистов. Определены их роль, место, организационные формы деятельности. В номенклатуру специальностей учреждений здравоохранения введена специальность «Управление сестринской деятельностью». Установлен перечень должностей в учреждениях здравоохранения для специалистов с высшим сестринским образованием - главной медицинской сестры, заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом, заведующего отделением сестринского ухода, медико-социальной помощи и т.д. Для обеспечения квалифицированного управления деятельностью специалистов сестринского дела в учреждениях охраны материнства и детства, станций Скорой медицинской помощи введены должности главной акушерки и главного фельдшера.

Конечно, за последние годы в сестринском деле произошли большие изменения, однако до сих пор отрасль здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, не везде эффективно используется сестринский персонал, все острее необходимость разработки системы планирования и подготовки специалистов и, что особенно важно, системы трудоустройства в соответствии с потребностями отрасли.

В этой связи важную научно-практическую значимость и актуальность приобретают исследования, направленные на выработку специальных методов оценки и управления качеством труда сестринского персонала, в конечном итоге на качество и результаты лечения больных. И с этой точки зрения рассмотрение в данной работе вопросов управление качеством сестринской помощи: сравнительный анализ западного и российского опыта, позволит оптимизировать данный процесс и рассмотреть различные взгляды как с точки зрения российского опыта, так и западного.

Цель работы. Анализ литературы по проблеме управление качеством сестринской помощи. Представление сравнительного анализа западного и российского опыта работы.

Задачи работы.

1. Анализ литературы, посвященной управлению качеством сестринской помощи, с точки зрения, западного и российского опыта работы;

2. Провести сравнительный анализ западного и российского опыта работы;

. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Объект исследования. Отечественная и зарубежная литература, посвященная управлению качеством сестринской помощи.

Предмет исследования. Управление качеством сестринской помощи, с точки зрения, западного и российского опыта работы.