Основные характеристики сестринского процесса

В практике российского здравоохранения наиболее распространены следующие определения (понятия) качества медицинской помощи:

· Совокупность свойств и характеристик услуг, которые - определяют их способность удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям;

· Совокупность результатов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, определяемых установленными требованиями на основе достижений медицинской науки и практики.[10, с. 12]

Ряд ученых определяют иные характеристики качества медицинской помощи: адекватность, доступность, преемственность и непрерывность, действенность, результативность, эффективность, безопасность, своевременность, способность удовлетворять ожиданиям и потребностям стабильность процесса и результата, постоянное совершенствование и улучшение.

Таким образом, медицинская помощь должна быть оказана с максимально возможным эффектом (то есть ее результаты должны максимально соответствовать научно прогнозируемым), при этом - иметь минимальную стоимость, быть обоснованной, законной, соответствовать ожиданиям пациента и инвесторов и распределяться по справедливости.

Важнейшим шагом в решении проблем реформирования сестринского дела являются изучение опыта других ЛПУ по внедрению новой концепции сестринского дела, создание в коллективе доброжелательного психологического микроклимата по ее восприятию, изучение заведующими отделениями и старшими медицинскими сестрами, содержания и путей реформирования сестринского дела.

Исключительно большое значение для повышения качества сестринской помощи населению имеет определение и осуществление целей, связанных с выполнением обычных рабочих обязанностей. Определение этих целей должно базироваться на итогах работы ЛПУ, материалах контроля качества сестринской помощи, требованиях вышестоящих органов управления здравоохранением. [10, с. 13]

Главные медицинские сестры, определяя эти цели, должны сосредоточить свое внимание:

· на совершенствовании должностных инструкций среднего и младшего медицинского персонала и контроле за их безусловным выполнением;

· разработке и использовании, стандартов деятельности среднего и младшего медицинского персонала и контроле за их; выполнением, добиваясь унификации и единообразия в выполнении, одних и тех же сестринских манипуляций;

· повышении культуры поведения сестринского персонала при обслуживании пациентов;

· соблюдении принципов инфекционной безопасности для пациентов и персонала;

· экономичном использовании материальных ресурсов сестринским персоналом, рациональном использовании коечного фонда, повышении качества оказания сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. [15, с. 33]

Определение цели в управлении сестринским делом важно, так как позволяет осуществлять планирование работы, как на отдаленную перспективу, так и на ближайший период времени. Это придает управленческой деятельности четкость, целенаправленность и позволяет определять этапы в достижении конечной цели.

Документом, определяющим порядок и последовательность работы медицинского персонала, является план. Различают несколько видов планирования, определенных временными интервалами и содержанием целей, задач и контрольных сроков исполнения.

На основании годового плана составлять квартальные и месячные планы. В них включают те мероприятия, которые по годовому плану должны быть выполнены в соответствующий планируемый период. Для квартальных и месячных планов характерна большая детализация, чем в годовом плане.

Особое значение для организации работы главной медицинской сестры имеют ежедневные планы. В ежедневном плане по часам (а при необходимости и по минутам) расписывают все планируемые дела на предстоящий день. План на следующий день составляется с вечера. Первым делом подводятся итоги за прошедший день, а невыполненные, но сохраняющие актуальность дела переносятся на последующие дни. С учетом месячного плана и регламента составляется план работы на следующий (и последующий) день. Целесообразно, чтобы в ежедневном плане были указаны необходимые справочные данные: фамилии, имена, отчества, телефоны, адреса и др. лиц, с которыми надлежит встретиться, позвонить и т. д.; виды работ, которые надлежит выполнить (подготовить документы, принять сотрудников и т. д.).

Организационная структура сестринского процесса включает пять основных этапов: сестринское обследование, диагностирование состояния пациента, планирование помощи, выполнение плана необходимых сестринских вмешательств и оценка полученных результатов с их коррекцией при необходимости. [11, с. 28]

Перейти на страницу: 1 2 3