Соотношение эмоционального состояния и уровня качества жизни среди матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность темы связана с тем, что эмоциональную жизнь современного человека определяют две тенденции. Первая тенденция характеризуется возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд особенностей современной жизни: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и ее стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. На это человек реагирует переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния. Вторая тенденция характеризуется негативным отношением к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль как в политической, так и в личной жизни отдельного человека. Эта тенденция связана с рядом присущих XXI в. ценностей: культом рационального логичного подхода к жизни, ценностью внешнего благополучия и успеха, культом силы и мужественности.

В последнее время появилось много семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Под ОВЗ в современном виде понимаются следующие категории: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушением речи (логопаты); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением поведения и общения; дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Особенно трудно в таких семьях приходится матерям, в связи с современными тенденциями образа жизни, а также в связи с особенностями воспитания детей с ОВЗ. Оба этих фактора не проходят бесследно для эмоциональной сферы матерей, они несут большую эмоциональную нагрузку. Из-за такой нагрузки снижается эмоциональный фон матерей, наблюдаются субдепрессивные расстройства, а в следствии этого ухудшается и качество жизни.

За последние 40 лет в большинстве развитых стран отмечался значительный рост численности депрессивных состояний, ставших к концу XX века одной из существенных проблем человечества.

Депрессия в ее различных вариантах признается одной из основных причин снижения качества жизни. Субдепрессивные состояния по уровню распространенности являются безусловными лидерами среди других психических расстройств. Исследования во всех странах мира показывают: субдепрессия, подобно сердечно-сосудистым заболеваниям, становится наиболее распространенным недугом нашего времени. Это распространенное расстройство, которому подвержены миллионы людей. По данным разных исследователей, им страдает до 20% населения развитых стран. Депрессивные расстройства являются важными факторами риска по возникновению разных форм химической зависимости и, в значительной степени, осложняют течение сопутствующих соматических заболеваний. Наконец, депрессивные расстройства являются основным фактором риска суицидов, по числу которых наша страна занимает одно из первых мест.

С нашей точки зрения целесообразно провести исследование, направленное на выявление зависимости качества жизни от эмоционального состояния, в частности, от субдепрессивного состояния. Известно, что многие матери жалуются на плохое качество жизни, а не является ли это следствием их сниженного эмоционального фона в виде депрессивного состояния?

Цель, которая поставлена в настоящем исследовании - установить соотношение эмоционального состояния и качества жизни среди матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи: определить состояние эмоциональной сферы матерей, воспитывающих детей с ОВЗ; определить качество жизни этих матерей и установить соотношение между характеристиками эмоциональной сферы и факторами качества жизни.

Исследование проводилось на базе центра психического здоровья (детско-подростковый диспансер) ГУЗ Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больнице №1.

Данное исследование внесет определенный вклад в жизнь общества в целом, а также в жизнь матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.