Ошибки в диагностике болезней:

Ошибки следует разграничивать за характером и степенью их негативных последствий. Следует быть более терпимым к ошибкам случайным, порожденным отсутствием опыта, переутомлением и другими объективными причинами. Никто не становится сразу опытным специалистом, опыт приходит в процессе кропотливой работы над собой.

Часто утверждают, что врачи слишком дорожат "честью мундира", не хотят признавать свои ошибки. В этом плохого ничего нет, ведь дорожить своей профессиональной честью должен каждый врач ветеринарной медицины, где бы и на какой бы должности он не работал. А признавать свою ошибку во всеуслышание не обязательно. Люди, не знакомые со спецификой работы врача, неспособны эту ошибку правильно воспринять. Конечно, врачи ошибаются, но чаще всего свои ошибки они самостоятельно или при помощи коллеги исправляют. А публично их признавать или указывать на того, кто ошибся, совсем необязательно, неэтично. Это равносильно запрещению заниматься врачебной деятельностью. Ведь врач без доверия животноводов, без авторитета - не врач.

Поэтому в коллективе неспециалистов не принято распространяться относительно ошибок. Зато уже среди коллег неправильные шаги специалиста, при необходимости, подвергаются критике. И пока врач остается врачом, все его просчеты, профессиональные ошибки обсуждаются только с коллегами.

Особенно это касается молодых специалистов, которые, будучи добросовестными работниками, из-за отсутствия опыта все же ошибаются чаще. Коллегам старшего поколения следует верить в них, верить в то, что скоро этот врач своим добросовестным трудом приобретет опыт и авторитет среди коллег и будет меньшее ошибаться. Пусть вас за его ошибки кто-то покритикуєт, бросит упрек в вашу сторону, но не давайте оскорбить молодого коллегу, возьмите его под свою защиту - и вы не ошибетесь: доверие удваивает человеческие силы и способности.

Профессиональные ошибки нужно выносить на обсуждение среди коллег, во избежание возможного их повторения другими. Умение выявить чужую ошибку и указать на нее коллеге требует не только основательных профессиональных знаний, но и соблюдения соответствующих этических принципов. Чтобы не оскорбить молодого специалиста, критикуя его, желательно соблюдать определенные нормы поведения. Так, лучше такой разговор провести наедине. При этом сначала успокойте коллегу, ссылаясь на то, что управиться с порученным делом было нелегко и в подобной ситуации большинство врачей допускали те или другие ошибки, а поэтому стесняться их не следует. Посоветуйте, как лучше сделать и попросите вновь выполнить задание. Если же вы сами хорошо не знаете, как эту работу выполнить, то к критике лучше совсем не прибегать. Прежде чем указать на ошибки, похвалите работника за ту работу, которую он выполнил безукоризненно. В некоторых случаях разговор об ошибках лучше отложить на другое время, когда человек сможет воспринять ваши критические замечания спокойно.

В гуманитарной и ветеринарной медицине распространены выражения "право на ошибку", "на ошибках учатся" и тому подобное. Получается так, будто ошибки должны существовать как учебное пособие. На самом деле же это утверждение порочное. Ошибка - это зло, брак в работе врача. И тот, кто пытается оправдать это зло, утверждая, что лекарственные ошибки неминуемые, находится на позиции этической капитуляции, что аморально и недостойно высокого звания врача. Иногда он допускает ошибки, но права на это ему никто не давал. Поэтому следует взять из своих ошибок максимум поучительного, тем самым обогатив как собственную практику, так и общий опыт ветеринарной медицины.

Врач - обычный человек, как и специалисты других отраслей, и его ответственность за профессиональные ошибки должна иметь объективные морально-этические критерии. Если незнание чего-то не является преступлением, то другое дело - отсутствие профессиональных знаний вообще: врача, который не знает элементарных основ анатомии, физиологии, клиники, нельзя допускать к работе.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10