Обеспечение качества и управление им

Традиционный подход к проблемам качества можно описать с помощью следующей задачи.

Аптека обеспечивает определенный уровень качества при консультировании пациентов по поводу применения лекарств. Качество консультирования зависит от требований, предъявляемых в рамках данной аптеки. Отвечающий за это фармацевт переходит на другую работу, и, как следствие этого, происходит резкое снижение качества консультирования. Аптека подвергается критике или получает жалобы. Чтобы устранить эту проблему аптека начинает проводить обучение и подготовку сотрудников. Они учатся, добиваются успехов, и консультирование улучшается.

Обычно через пару месяцев как сама проблема, так и способ ее разрешения часто оказываются забытыми. Возникают новые проблемы, или же кампания прекращается и успех снижается. На рисунке 3 представлен данный традиционный подход к проблемам качества.

Рис. 3. Традиционный подход к проблемам качества

В данном примере в аптеке отсутствует система для внедрения в повседневную практику новых знаний, которые были накоплены во время кампании. Задача по достижению непрерывного улучшения качества показана на рисунке 4. Здесь новые знания внедрены, и аптека непрерывно повышает качество.

Рис. 4. Непрерывное совершенствование качества

Рис. 5. Система управления качеством

На рисунке 5 проиллюстрирована система управления качеством с включенными в нее элементами развития и совершенствования. Основной момент - это система управления качеством с описанием того, как надлежит выполнять работу с помощью стандартов, минимальных требований, показателей качества и прочих инструментов.