Разработка и применение национальных стандартов НАП

Национальные стандарты в большинстве стран будут иметь под собой более прочную основу, если они гармонизированы с признанными на международном уровне стандартами или рекомендациями. Тем самым национальный стандарт получит более широкую профессиональную основу. НАП представляет собой руководство для разработки национальных стандартов. Она включает в себя все аспекты профессиональной деятельности, что позволяет обеспечить и поддерживать качество предоставляемых услуг.

Приложения В, С, D и Е к данному пособию содержат перечни (примеры) видов деятельности в рамках четырех основных направлений НАП. Эти перечни могут способствовать проведению классификации в соответствии с НАП. В свою очередь классификация создаст основу для разработки национальной модели НАП.

В первую очередь необходимо сформулировать стандарты с точки зрения задач по достижению качества, не навязывая конкретных путей решения. Для облегчения понимания стандартов, можно разработать руководства к ним.

Стандарты следует устанавливать на высоком уровне, но не выше того, который даст аптекам реальную возможность внедрить стандарты в пределах установленного промежутка времени. Важно, чтобы стандарты были реальными. Окончательный документ по стандартам для аптеки не обязательно должен быть исчерпывающим. Там, где это уместно, можно включать ссылки на другие стандарты, документы или нормативные акты.

В большинстве стран имеются стандарты на национальном уровне:

А. Законодательно-нормативная база.

В законодательство может быть включен ряд национальных профессиональных стандартов, например:

Закон об аптеках и соответствующие нормативные акты.

Закон о лекарственных средствах и соответствующие нормативные акты.

Законодательные рамки обычно бывают неполными, и их необходимо дополнять.

В. Профессиональные стандарты для фармацевтов.

Профессиональные стандарты, составленные работниками отрасли для ее представителей, например стандарты НАП.

Минимальные требования к самоконтролю или ведению документации в аптечном секторе.

ВОЗ, МФФ и ФГЕС подчеркивают важность участия национальных фармацевтических ассоциаций в разработке и внедрении национальных стандартов аптечной практики. После создания в ННГ национальных фармацевтических ассоциаций они должны принимать участие в работе по внедрению стандартов в аптечную практику и контролировать их соблюдение.

Потенциальные улучшения и постановка первоочередных задач

Следующий шаг - понять, где больше всего необходимы улучшения, и выбрать, что именно необходимо документировать прежде всего.

Для блага здравоохранения важно документировать аптечную деятельность. Стратегической задачей является возможность мониторинга конечного результата работы аптеки для пациентов. Для этого необходимо разработать показательные индикаторы, которые можно было бы использовать в аптечной практике. Идеальной можно назвать ситуацию, когда возможно было бы оценивать результат работы аптеки с точки зрения пациента. Однако аптечная практика на сегодняшний день предоставляет ограниченные возможности для измерения конечных результатов (например, достижение клинического результата от применения лекарств). В большинстве случаев имеется возможность оценить промежуточный результат (удовлетворенность пациента). Однако это не всегда приводит к улучшению конечных результатов. Например, если больному давать рекомендации по правильному применению лекарств, то это не обязательно приведет к безукоризненному выполнению рекомендаций и в конечном итоге к улучшению состояния здоровья больного.

Существуют различные системы и подходы к оценке эффективности проведенных мероприятий. А. Donabedian предлагает использовать для этого следующие показатели (индикаторы):

Структуры - могут быть применены к учреждениям, оборудованию и людям для оценки необходимых структур.

Процесса - могут быть применены к технической и межличностной деятельности. Они дают количественную информацию о процессах, с помощью которых осуществляется деятельность и оценивают прогресс в течение конкретного времени.

Отдачи - применяются для оценки достижений.

Результативности (Исхода) - оценивают следствие достижений (Отдачи) и их воздействия на потребителя (например, на пациента, общество). Списки с примерами индикаторов из четырех основных областей НАП включены в Приложения В, С, D и Е, чтобы помочь в определении первоочередных задач.

Делать - установление и внедрение национальных стандартов

Основная задача - документировать соблюдение всеми аптеками стандартов на протяжении ряда лет. Для этого необходимо повышать уровень образования, профессиональную подготовку специалистов и разрабатывать операционные системы для отдельно взятой аптеки. Рекомендуется начинать внедрение с пробной работы и выбрать/установить первоочередность во внедрении, а затем начать с самого необходимого или самого выполнимого, в зависимости от мотивации.

Перейти на страницу: 1 2 3