Обзор статей и публикаций

Почти треть населения РФ (38,8 млн. человек, или 27%) проживает в сельской местности, насчитывается более 130 тыс. сельских населенных пунктов с численностью около 1 тыс. человек. При этом по данным Росстата, 22% сельчан - старше трудоспособного возраста. «Повышение доступности медицинской и лекарственной помощи сельскому населению является важнейшей задачей в условиях модернизации здравоохранения» [15].

Конституция Российской Федерации декларирует равное право граждан на получение медицинской помощи. Равноправие в вопросах охраны здоровья определяется Всемирной организацией здравоохранения как равная и справедливая возможность для граждан полностью реализовать свой “потенциал здоровья”, независимо от того, в каком регионе они проживают. Сделать это на практике особенно сложно в переходный период: в субъектах Российской Федерации налицо экономическое и социальное неравенство (разница в размерах доходов, уровне образования, наличии занятости и т. п.), что наиболее характерно для удаленных от центра регионов и сельской местности.

Если говорить о лекарственном обеспечении сельских жителей, то традиционно центральные районные аптеки организовывали на базе ФАПов аптечные пункты. При этом реализацией лекарственных препаратов занимался фельдшер ФАП. Для жителей сельских населенных пунктов этот вариант был очень удобен, поскольку они получали медицинскую помощь и приобретали лекарственные препараты как рецептурного, так и безрецептурного отпуска. Следует заметить, что аптечный пункт при ФАПе органично вписывался в создаваемую в России систему самопомощи и самопрофилактики, позволяя повысить доступность лекарственной помощи для населения отдаленных районов [2].

До 2001 года существовало понятие «аптечный пункт при ФАПе», его деятельность регулировалась положением об аптечных пунктах, утвержденным приказом МЗ СССР от 9.08.50 года № 674, с изменениями от 3.09.69 года № 645. Согласно приказу больница должна была предоставлять помещение, оборудование, инвентарь и тому подобное для работы пункта. Райздравотдел нес ответственность за работу аптечного пункта.[6]

После вступления в силу ФЗ № 128-ФЗ от 08.08.01г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», когда аптечные пункты II группы, существовавшие при ФАПах, не смогли получить лицензии, ввиду отсутствия материально-технической оснащенности. Селянам стало просто негде купить лекарства.

За последнее десятилетие система лекарственного обеспечения в России претерпела кардинальные изменения: бурно растет количество аптечных организаций, сосредоточенных в основном в городах. Таким образом, лекарственное обеспечение сельских жителей (как населения в целом, так и отдельных наиболее социально уязвимых категорий граждан) улучшилось недостаточно.[4]

Следует отметить, что большинство ФАПов не соответствует требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами (ЛП), не имеет лицензии на фармацевтическую деятельность и соответствующего материально-технического оснащения для хранения лекарственных препаратов с учетом их физико-химических свойств и соблюдения требований нормативной документации, а так же квалифицированного фармацевтического работника.

Существующая современная обстановка в отдаленных районах - плачевное состояние материально-технической базы сельских амбулаторий, отсутствие центрального водо- и теплоснабжения данных объектов, удаленность от районного центра, недостаточная платежеспособность населения - не способствует развитию там аптечных организаций, так как их деятельность представляется заведомо убыточной.

Именно поэтому необходимо найти альтернативные пути решения проблемы лекарственного обеспечения сельских жителей.