Направленность и выбор экспериментальных методик

Для проведения опыта необходимо иметь набор разнообразных сюжетных картинок. Желательно, чтобы среди них были простые и сложные по сюжету, веселые, красочные и печальные, мрачные, реалистичные и более сложные по оформлению.

Методика проведения опыта предельно проста. Больному показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. В редких случаях от экспериментатора требуется мотивировка - указание, что таким путем надо проверить зрение больного.

. Исследование самооценки.

Замысел эксперимента заимствован у американского психолога Т.В. Дембо. Она применила простой, но остроумный прием для выявления представлений человека о своем счастье. В настоящее время данный экспериментальный прием используется значительно шире - для выявления самооценки и сознания болезни.

Эксперимент проводится в виде свободной беседы. Экспериментатор проводит на чистом листе бумаги длинную вертикальную черту и говорит больному: «Допустим, на этой линии расположились все люди земли: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а здесь внизу (показ) самые больные. Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья? Поставьте карандашом отметку - черту в том месте, где как вам думается, находитесь вы» (Больному дают карандаш для отметки).

Затем рядом с первой линией проводят еще одну такую же вертикальную черту и предлагают аналогичную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму - вверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу - самые глупые, а в середине - средние. Где бы вы определили свое место?» (Предлагают больному отметить на этой линии свое место).

На третьей линии таким же образом располагают людей по характеру: «Наверху пусть будут самые хорошие, внизу - самые плохие по характеру люди». (Снова предлагают больному отметить свое место.) Последняя, четвертая линия представляет собой распределение всех людей «по счастью» - вверху самые счастливые, внизу самые несчастные. (Больному предлагают отметить свое место на этой четвертой линии).

После этого можно провести этап экспериментально спровоцированной беседы. В зависимости от того, где поставил черточку больной, спросить его, почему он считает себя самым счастливым, самым больным, самым хорошим и так далее.

Этот краткий эксперимент с беседой способствует анализу личности больного.

. Методика «Воспроизведение рассказов».

Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Для проведения опыта необходимо заготовить текст. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл или подтекст, представляющие возможность обсуждения (приложение №7).

Инструкция

. «Сейчас я вам расскажу басню, слушайте ее внимательно и постарайтесь запомнить. Когда я закончу, вы должны пересказать эту басню так как запомнили».

Экспериментатор рассказывает басню (рассказ), по окончании испытуемый передает содержание этой басни. Затем можно спросить какова мораль этой басни.

. Методика «Отыскивание чисел по таблицам Шульте».

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания.

Исследование проводится с помощью специальных таблиц. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25.

Инструкция.

«Сейчас я покажу вам таблицы, в них написаны цифры от 1 до 25, но цифры написаны не по порядку, то есть вразброс. Вы должны показывать цифры, начиная с единицы в возрастающем порядке (1,2,3…и так до 25) и при этом называть их вслух. Старайтесь работать быстрее и точнее. Задание на время».

Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.

Для оценки результатов сравнивают время, затраченное обследуемым на каждую таблицу. Здесь существенное значение имеет установление равномерности темпа выполнения задания.

Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, они почти не запоминаются и поэтому в процессе исследования их можно использовать повторно.

. Миннесотский многопрофильный личностный опросник

Перейти на страницу: 1 2 3 4