Технологии повышения эффективности деятельности среднего медицинского персонала

Новыми организационными структурами, повышающими эффективность труда старших медицинских сестер, среднего медицинского персонала и сестер-хозяек стационаров, являются оперативные отделы (Оськина Р.Н., 2000); централизованные наркотические службы ЛПУ в виде специализированных процедурных кабинетов (Оськина Р.Н 2002; Воробьева Л.А., 2002) и круглосуточных централизованных наркотических служб; централизованные сестринские посты (Блинова Н.И., 2002) [3].

Авторы отмечают, что оперативные отделы имеют большие потенциальные возможности по организации выполнения многообразных работ, возникающих в деятельности лечебных отделений стационаров. Благодаря централизации работы с наркотическими лекарственными средствами в ЛПУ удалось улучшить учет, хранение и использование НЛС. Организация централизованного сестринского поста по раздаче и учету лекарственных средств позволила уменьшить расход перевязочного материала, сократить перерасход медикаментов, наладить взаимосвязь аптеки и сестринских постов отделений.

Большие возможности для повышения эффективности управления сестринским делом, освобождения сестринского персонала от рутинной работы, усиления роли медицинских сестер в лечебно-диагностическом процессе имеют создаваемые в ряде ЛПУ компьютерные информационно-аналитические системы (Федосеева Л.С. с соавт., 2002).

Значительно расширяют возможности профессиональной деятельности старших медицинских сестер и медицинских сестер организация на базе ЛПУ автоматизированных рабочих мест. Такая информационная система позволяет не только учитывать льготные рецептурные бланки, но и проводить анализ работы медицинских сестер отделений, контролировать различные разделы их профессиональной деятельности, организовывать прием пациентов и осуществлять анализ состояния здоровья прикрепленного населения [4].

Использование медицинских информационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности старшей медицинской сестры, оперативно анализировать и корректировать работу медицинских сестер.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности среднего медицинского персонала является правильно организованный контроль за его работой. Контроль является сложной и специфической формой управленческой деятельности, в связи с чем, руководители сестринских служб должны заранее разрабатывать содержание различных видов контроля, использовать многообразные методы его ведения, оформлять соответствующую документацию, анализировать и обобщать результаты контроля. Никакой метод управленческой деятельности руководителей сестринских служб, не может компенсировать отсутствие или недостаточный объем контроля [14].

Созданию кадрового потенциала, обладающего высокими инновационными способностями, сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед здравоохранением, способствует обучение персонала (Спирина Л.В1999). В настоящее время создана целая система мероприятий, направленных на получение квалификационных категорий, переаттестацию и сертификацию; систематическое изучение новых нормативных и методических материалов; обмен опытом, подготовку и проведение профессиональных конкурсов среди сестринского персонала; организацию работы по созданию благоприятных условий для обучения и проведение различных видов практики студентов медицинских училищ и колледжей на базе ЛПУ [4].

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих средних медицинских работников. Повышая свой образовательный уровень и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентно - способными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста. Это особенно актуально в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний. Значение непрерывного медицинского образования возрастает повсеместно и особенно в развитых странах мира, где все чаще используют системный подход к планированию подготовки медицинских кадров на последипломном уровне [21].

За последние годы для проведения работы по обучению сестринского персонала в ЛПУ начали создаваться новые организационные структуры - учебно-методические отделы (центры, кабинеты) по сестринскому делу, которые позволяют главным медицинским сестрам поднять обучение среднего и младшего медицинского персонала на качественно более высокий уровень: в большинстве учебно-методических центрах оборудованы учебные классы, оснащенные необходимым оборудованием для обучения; подобраны учебная и методическая литература, нормативные материалы; разработаны программы обучения, методики контроля усвоения материала (Бахтина И.С., 2001; Рымарчук А.К. с соавт., 2002).

Перейти на страницу: 1 2 3