Качество медицинской помощи. Сущность. Факторы, определяющие качество сестринской помощи

В России сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им услуги, рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, качественной и экономически эффективной медицинской помощи (Поляков И.В., 2002; Санникова Н.И, 2003; Двойников С.И., 2005; Рябчикова Т.В., 2005; Ванюшина Т.В., 2005; Анищенко С., 2006; Лаптева Е.С. с соавт, 2006).

Проблема оценки качества медицинской помощи в настоящее время приобрела характер важнейшей задачи, непосредственно связанной с политикой и стратегией организации здравоохранения.

Качество медицинской помощи рассматривается сегодня с разных позиций - эффективности, адекватности, экономичности, морально-этических норм [15,34].

Под качеством медицинской помощи понимается комплекс диагностической и лечебной помощи, который приводит к оптимальным для здоровья конкретного пациента результатам, в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биологическими факторами, как возраст, основные и сопутствующие заболевания, реакция на выбранное лечение, при извлечении минимальных средств с минимальным риском дополнительного травмирования или нетрудоспособности [15].

Поскольку пока не существует единой методологии, само понятие качества сестринской помощи до настоящего времени не имеет четкого определения. Считается очень важным привлечь внимание к организации оценки качества сестринской помощи (КСП). Современный опыт сестринской медицинской помощи населению показывает, что сестринская помощь является неотъемлемой частью лечебного процесса.

Развитие сестринского дела требует, чтобы каждая медицинская сестра брала на себя ответственность за сестринскую помощь и располагала достаточными полномочиями для этого. Ответственность стала одним из основополагающих принципов «глобальной стратегии достижения здоровья всех» и имеет перспективное значение для профессиональной сестринской помощи. Медицинская сестра должна четко знать границы своих полномочий и меру своей ответственности [12].

Высокий профессиональный уровень качества сестринской медицинской помощи может сохраняться при условии хорошо функционирующей системы обучения, наличия профессиональной практики, контроля за проведением медицинских мероприятий и за деятельностью медицинского персонала.

Формирующиеся рыночные отношения диктуют глобальные преобразования, как в сфере подготовки медицинских сестер, так и в приближении качества и доступности сестринской помощи к потребителям - населению.

Качество сестринской помощи можно рассматривать как совокупность характеристик и медико-экономических показателей, подтверждающих соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям и ожиданиям пациента, современному уровню технологий и медицинской науки [13].

Основными критериями качества сестринской помощи являются:

- доступность - возможность получить необходимую медицинскую помощь и уход независимо от экономических, социальных и иных барьеров;

- непрерывность и преемственность - получение пациентом необходимой медицинской помощи без задержки и перерывов;

- безопасность - сведение до минимума риска возможных осложнений, побочных эффектов лечения;

- результативность - эффективность сестринских вмешательств, улучшающих здоровье пациента [12].

В связи с повышением роли среднего медицинского персонала в деле предоставления населению качественной медицинской помощи отмечается рост работ, посвященных изучению факторов, оказывающих влияние на качество сестринской помощи. В выполненных ранее исследованиях подчеркивается, что основным фактором, определяющим качество сестринской помощи, является квалификация средних медицинских кадров (Косарев И., 2000; Дзугаев К.Г. 2002; Мальцева Н.С., 2004; Шевченко И.А., 2004; Качанова Л.А., 2005; Семенов С.Н., 2005).

Некоторые исследователи связывают уровень качества сестринской помощи со степенью развития сестринского дела в стране, городе, лечебном учреждении и от возложенных функциональных обязанностей на медицинскую сестру (Лепляева А.К., 2004), уровнем оснащения лечебного учреждения и рабочего места медицинской сестры (Гришин В.В., Семенов В.Ю., 1997; Тарновская И.И., 2002; Гаджиев P.C., Садрадцинова Н.О., 2005).

Перейти на страницу: 1 2