Забота о душе

Наконец, подробный анализ почти вечной темы клинической медицины информирования терминальных больных как важнейшей этической проблемы общения врачей и медицинских сестер с пациентами этой категории, есть просто, другими словами, разговор на ту же тему - «забота о душе» умирающего пациента.

Заключение

Итак, целью профессиональной деятельности врачей и медицинских сестер в паллиативной медицине является такой результат деятельности, когда смерть пациента может быть определена как «достойная смерть». В массовом моральном сознании считается благом такая форма смерти, когда она «легкая», «случайная», что почти целиком тождественно понятию «быстрая и неожиданная смерть». В практике паллиативной медицины мы говорим о «смерти пациента с достоинством», когда терминальный больной, получая высококвалифицированную, специализированную медицинскую помощь, с достоинством прошел через все «смертные муки». Умирание каждого человека имеет индивидуальные, уникальные черты в такой же степени, в какой его организм индивидуален (лат. individuum - неделимый) и его личность уникальна. Высшая миссия врачей и в еще большей степени (именно в паллиативной медицине) медицинских сестер заключается в том, чтобы в каждом отдельном случае решить свои профессиональные задачи.

Во-первых, как своего рода «грамматику любви» медицинский персонал должен знать и помнить, что общая цель профессиональной деятельности, которую мы определяем как «заботу о душе», разветвляется на три подцели - удовлетворение психологических, социальных и духовных потребностей пациентов. Паллиативная медицина объединяет психологические, социальные и духовные аспекты заботы о пациенте так, чтобы он смог в конечном счете примириться со своей смертью, насколько это возможно.

Искусство общения медицинских работников с терминальными больными может быть образно определено как диалектика надежды. Стремление, всемерно используя все разумные основания, поддерживать надежду терминального больного - самая сильная сторона тех медиков, которые, не сообщая подлинной медицинской информации своим пациентам о состоянии их здоровья, тем самым защищают их от жестокой правды. Однако и сторонники права любого пациента на информацию о состоянии своего здоровья считают, что при этом до последней возможности желательно поддерживать у своих пациентов элемент надежды.