Медицина и умирающий больной

Современная паллиативная медицина складывалась на протяжении второй половины XX века. Общепризнано, что при оказании помощи умирающим медицинский персонал играет ключевую роль.

Тема отношения врача к умирающему больному, естественно, проходит через всю историю медицины. Начиная с Гиппократа и вплоть до современной эпохи хосписов история отношения врачей к умирающим больным имеет внутреннюю логику. В книге Гиппократа «Об искусстве», в частности, говорится о цели медицины: «Она совершенно освобождает больных от болезней, притупляя силу болезней, но к тем, которые уже побеждены болезнью, она не протягивает своей руки».

Врачебный обычай по возможности исключать из своей практики проблемы умирающих больных господствовал до Нового времени, поэтому в зачаточном виде помощь умирающим была делом монастырей, где и возникли еще в средние века первые хосписы. Поворот медицины, скажем так - «лицом к умирающему больному» проницательно предсказал на рубеже эпохи Возрождения и Нового времени английский философ Фрэнсис Бэкон, который, между прочим, первым употребил слово «эвтаназия». Обсуждая в своем труде «О достоинстве и приумножении наук» в 1605 г. цели медицины, Ф.Бэкон подробно останавливается на проблеме отношения к неизлечимым больным: «Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать смерть более легкой и спокойной, потому что эта эвтаназия… уже сама по себе является немалым счастьем».

В 1996 г. начинает выходить отечественный журнал «Паллиативная медицина и реабилитация», что можно считать событием, равнозначным открытию в 1990 г. первого хосписа в России. Во второй половине 90-х годов периодически проводятся научные форумы, на которых обобщается опыт специалистов, работающих в области паллиативной медицины. Прежде всего следует указать на Первую всероссийскую конференцию с международным участием «Социальные и психологические проблемы детской онкологии» (1997), II Конгресс с международным участием «Паллиативная медицина и реабилитация в здравоохранении» (1998), международный форум «Онкология на рубеже XX в. Возможности и перспективы» (1999), в материалах которых нашли отражение различные проблемы паллиативной медицинской помощи онкобольным. Серия российско-французских семинаров по паллиативной медицине на базе Российской детской клинической больницы в 1999-2001 гг. и издание материалов этих семинаров стали заметным вкладом в развитие паллиативной медицины в нашей стране.

Наиболее полно принципы современной паллиативной медицины применяются в хосписах. Слово «хоспис» английского происхождения и означает странноприимный дом, дом умиротворения. Они существовали ещё в средние века при монастырях, где умирающие люди могли найти последнее убежище. В 1905 г. в Лондоне был открыт приют св.Христофора, в котором основное внимание уделялось помощи умирающим. Начиная с конца 40-х годов в таких приютах интенсивно накапливаются научно-медицинские знания и практический опыт по оказанию квалифицированной, действенной помощи умирающим в особенности в области лечения хронической боли, использования психотропных средств, паллиативной химиотерапии и радиотерапии онкологических больных на последней стадии, психологической помощи семье, учитывающей ее реакцию на стресс, понесённую утрату и т.д. Постепенно возродилась концепция «лёгкой смерти», в основе которой лежит не принцип эвтаназии (как «милосердного убийства»), а комплекс мер паллиативной медицинской помощи с учётом того, что может сделать сам больной, чтобы противостоять своему физическому разрушению.

Основная заслуга в создании хосписов современного типа принадлежит англичанке Сесилии Сондерс. Философия хосписного дела стала складываться у неё ещё в 1947 г., когда, испытывая затруднения в общении с одним из своих пациентов - Дэвидом Тасмой, страдавшим неизлечимым онкологическим заболеванием, она решилась сказать ему правду. Именно смелая попытка отказаться от вековой врачебной традиции обязательно прибегать к «святой лжи» позволила самой С.Сондерс почувствовать состояние души такого больного. Тем самым в её профессиональном сознании произошёл своего рода «коперниковский переворот» - она перестала скрывать за привычкой к «святой лжи» своё профессиональное бессилие, свой собственный страх перед смертью, а вместо этого попыталась найти путь к общению со своим трудным больным и через общение оказать ему хотя бы психологическую поддержку. Что же означает сам этот «переворот»? Думается, следуя за С.Сондерс, каждый врач, каждая медсестра, все, кто решается посвятить себя работе в хосписе, обязательно должны обрести некоторый личный опыт философского (или религиозного) постижения границы между жизнью и смертью.

Перейти на страницу: 1 2 3