Увеличение дифференцированной нагрузки сестринского персонала как одна из основных проблем, препятствующих внедрению сестринского процесса

По мнению большинства специалистов современные проблемы управления качеством сестринского процесса в лечебных учреждениях России возникают не столько из-за несовершенства теории о сестринском уходе, сколько из-за сложности тех ситуаций, с которыми медсестре необходимо справляться для обеспечения полного ухода за своими пациентами. Медсёстры должны иметь всеобъемлющие знания об этом уходе, но также и о планах и перспективах лечения, варианты взаимодействия с аптекой, диагностическими службами, отделениями восстановительного лечения и т.д.

Не вызывает сомнений, что оказание качественных медицинских услуг возможно только при условии оптимальной дифференцированной нагрузки на персонал, оптимального графика работы и приемлемой оплате труда. Соответственно, при сегодняшних цифрах неукомплектованности штатов ЛПУ и уровне заработной платы ситуация выглядит просто тупиковой. Немаловажными факторами в данной ситуации выступают следующие: слабая материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров, несовершенство правовой базы и системы управления деятельностью сестринского персонала, отсутствие федеральных профессиональных стандартов, протоколов сестринской деятельности, несовершенство государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, слабое развитие профессиональных сестринских ассоциаций и их недостаточное привлечение к реформированию сестринского дела в регионах, недостаточный социальный статус сестринского персонала, о чём свидетельствует ущербная заработная плата. Как показывает российская практика, лишь благодаря большому объему дополнительных видов работ, ночным дежурствам, которые вынуждены осуществлять подавляющее большинство медицинских работников, среднемесячная заработная плата в отрасли составила за 2004 г. по данным Госкомстата России 5221 руб. Однако и этот показатель значительно отстает от среднего уровня зарплаты в промышленности.

Решение современных проблем сестринского дела в нашей стране разные авторы видят в следующем:

. в планировании численности младшего и среднего медицинского персонала. Существующее сегодня соотношение врачей и медсестер 1: 2, а по мировым стандартам должно быть на уровне 1: 6. Недопустимо увеличивать нагрузку на медицинский персонал ввиду неукомплектации штатов и полном отсутствии материального стимулирования. Необходимо перераспределение финансирования на материальное поощрение студентов, создание условий, привлекающих абитуриентов. Помимо этого, необходимы механизмы, обязывающие работать по специальности после прохождения учебы, по крайней мере, в течение 3-х лет;

2. в поддержке и стимулировании развития образовательных учреждений по данному направлению, разработке механизмов взаимодействия училищ, колледжей, вузов, центров повышения квалификации и ЛПУ;

. в четком разграничении функциональных обязанностей врачей и медсестер, так как сегодня зачастую врачи выполняют сестринскую работу, а медицинские сестры - работу младшего персонала.

. в отслеживании графика прохождения аттестации, но и проведении дополнительной учебы персонала, конференций, семинаров, обменом опытом с другими ЛПУ.

. важнейшим элементом управления качеством сестринской деятельности является обмен опытом с зарубежными коллегами. С одной стороны, западные условия несравнимы с отечественными - организация труда, распределение обязанностей врачебного и сестринского персонала совершенно иные. Но содействовать обмену опытом необходимо на всех уровнях управления здравоохранением. Благодаря этому опыту российские медсестры учатся быть самостоятельными, учатся любить свою профессию, уважать права пациента и его родственников. Для российской системы подготовки кадров, к сожалению, не свойственно прививать молодым специалистом эти навыки, в то время как на западе значительно больше внимания уделяется "воспитанию" медицинских сестер.

. создание благоприятной атмосферы сотрудничества между врачебным и сестринским персоналом. Это требуется от руководителей ЛПУ, региональных управлений здравоохранением и не зависит от уровня заработной платы, от решений, принятых на государственном уровне, но существенно влияет на качество работы персонала.

Участники Всероссийской конференции медицинских сестер (2003г.) отметили, что более интенсивное развитие сестринского дела и повышение качества медицинских услуг требуют решения ряда проблем. Так, сегодняшнее соотношение: врач-медсестра составляет 1: 2,5, что не соответствует реальным потребностям общества. Основными проблемами здравоохранения остаются низкое финансирование отрасли и низкий уровень оплаты труда. Все более острым становится вопрос о нормировании труда всех категорий сестринского персонала. Необходимо пересмотреть существующие нормативы с учетом более высоких требований к качеству работы сестринского персонала и более сложных медицинских технологий, используемых в современном сестринском деле. Одной из важнейших проблем является отсутствие единой оценки качества сестринской помощи. По мнению специалистов Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, чтобы объективно оценивать деятельность медицинских сестер и говорить о качестве сестринской помощи, необходимо разработать стандарты деятельности медицинских сестер.

Перейти на страницу: 1 2