Имидж и лидерские качества медицинской сестры - менеджера

На работе наиболее продуктивной является линия поведения руководителя-партнера, заключающаяся в готовности к сотрудничеству и диалогу, минимуме эмоций и оценочных назиданий. Профессия медицинского работника (как и педагога, и милиционера) и должность руководителя дают свои профессиональные личностные деформации.

В сложной ситуации - критической или конфликтной - подчиненные пристально наблюдают за поведением руководителя. Один начнет искать виноватого, жертву, на которой выместит свой гнев, внесет вражду в коллектив, разобщит его. Другой найдет нужные слова, способ решения проблемы, сплотит и настроит группу на достижение результата. Как следствие - хорошо управляемая команда, сильный авторитет руководителя.

Если периодически поступают жалобы на определенный коллектив медсестер, не стоит наказывать их поодиночке. Целесообразно пересмотреть систему отношений в коллективе, обратить внимание на авторитетность старшей медицинской сестры, ее способы влияния на подчиненных, наличие неформальных, оппозиционно настроенных лидеров и принять конструктивные системные решения. Необходимо быть последовательным в наказаниях и постоянным в требованиях.

В России руководители довольно редко прибегают к экономическим наказаниям, штрафам, предпочитая разговоры на повышенных тонах и угрозы, воздействуя на эмоции и межличностные отношения. Однако это не является конструктивным способом воздействия. Гораздо эффективнее было бы без истерик лишить провинившегося сотрудника премии и спокойно отнестись к последующим эмоциональным реакциям. Так делают в большинстве цивилизованных организаций. Есть работа и профессиональные обязанности, а есть межличностные отношения. Самое сложное - преодолеть собственные стереотипы, начав применять "экономические санкции", и результаты такого воздействия докажут правоту руководителя.

Лидеру, поддерживая положительный имидж, следует помнить об общечеловеческих ценностях, которые должны не только декларироваться, но и быть основой его собственной жизни. Тогда сохранятся уважение и авторитет со стороны окружающих.

Важно заботиться о своем имидже, сохранять гибкость и готовность его корректировать в соответствии с ситуацией и временем, периодически пересматривая, сохраняя при этом здоровое чувство самоиронии.

Отдельное внимание следует уделить вопросам взаимоотношения главной медицинской сестры с главным врачом (Кадырова С.М., 2004).

Как известно, вопросы организации работы, в т. ч. хозяйственного обеспечения, среднего и младшего медицинского персонала находятся в компетенции главной медицинской сестры. Но иногда для решения текущих хозяйственных проблем необходимо участие главного врача ЛПУ. Однако главные врачи по причине загруженности неотложными делами не часто обсуждают с руководителями среднего медперсонала такие проблемы, как недостаток моющих средств, отсутствие шприцев и перчаток, нехватка санитарок и буфетчиц и т. п.

Если главная медицинская сестра решила обсудить текущие вопросы с руководителем ЛПУ, ей следует продумать и предложить несколько вариантов управленческих решений, из которых ему останется выбрать наиболее удачный. При их подготовке главная медсестра должна учесть, что главврач обладает большим объемом информации о работе учреждения в целом, и в свете перспективных планов управления организацией ситуация может ему представляться в ином ракурсе. Руководитель сестринского персонала со своей стороны владеет более полной информацией именно по данному вопросу и, соответственно, может дать анализ возможных вариантов, предложив один из них в качестве решения, а главный врач должен согласиться с ним (либо не согласиться).

Главная медсестра - это не просто руководитель среднего и младшего медицинского персонала, по сути она - заместитель главного врача по сестринскому делу. И ее статус должен быть статусом заместителя руководителя ЛПУ (независимо от названия должности).

Во многих зарубежных странах у главной медсестры (директора по сестринскому делу) очень большие полномочия: часть подразделений (не только сестринских) напрямую подчиняются ей. Распределение полномочий проходит не по линии: врач - медсестра, а по функциям. Поэтому часто врачи находятся в подчинении у главной медсестры, и никто из них не воспринимает это как ущемление своих прав.

Перейти на страницу: 1 2 3