Организационная структура сестринской службы многопрофильного ЛПУ

Наиболее характерными для нынешней ситуации внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность лечебно-профилактических учреждений, являются следующие:

· усложнение структуры системы здравоохранения;

· появление рыночных отношений между субъектами хозяйственной деятельности в системе здравоохранения;

· появление рынка платных медицинских услуг;

· появление конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями различных форм собственности;

· резкий рост требований к качеству оказываемых медицинских услуг со стороны потребителей, ФОМС и страховых компаний;

· увеличение требований и форм отчетности со стороны органов управления здравоохранением и других контролирующих организаций;

· прогрессирующий кадровый дисбаланс (отсутствие младшего медицинского персонала, дефицит медсестринских кадров);

· дефицит научного управленческого подхода к решению проблем в медицине;

· рост самосознания и потребность медсестринских кадров в повышении уровня знаний и самоактуализации;

· появление государственной программы реформирования сестринского дела;

· развитие и внедрение современных медсестринских технологий;

· тенденция к профессиональной дифференциации сестринского дела и выделение его в самостоятельную сферу медицинской деятельности.

В условиях воздействия перечисленных факторов все с большей очевидность проявляется несовершенство управленческих структур большинства сегодняшних лечебно - профилактических учреждений, одним из недостатков которой является неадекватное определение приоритетных направлений деятельности и нерациональное распределение нагрузок на сестринский персонал (Павлов Ю.И., Холопов А.А., 2003; Блохина М.В., 2005 и т.д.). Согласно Отраслевой программе развития сестринского дела в нашей стране, формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению является сегодня одним из значимых направлений развития отечественного здравоохранения.

Оптимальная, по мнению ряда авторов структура сестринской службы многопрофильного лечебно - профилактического учреждения (ЛПУ) в общем виде может быть представлена следующей схемой (Павлов Ю.И., Холопов А.А., 2003):

Рисунок 1. Оптимальная функциональная структура сестринской службы ЛПУ

Управление сестринскими службами имеет линейную двухуровневую горизонтальную структуру: первый уровень - главная медицинская сестра (заместитель главного врача по сестринскому делу); второй уровень - старшие медицинские сестры клинических и параклинических отделений. Численность старших медицинских сестер в крупных больницах (на 1 тыс. коек) достигает 50-60 человек, а общее количество медицинских сестер - 800-1000 человек. При таком широком масштабе управляемости руководитель сестринской службы занят решением множества оперативных задач в ущерб стратегическим. Перегрузка сопровождается потерей личного контакта между менеджером и персоналом; при этом затрудняется контроль над подчиненными, снижается качество профессионального обучения работников, что отрицательно сказывается на психологическом климате коллектива и результатах их труда. При таких условиях работы запросы к главным сестрам резко возрастают и порой выходят за пределы их физических возможностей. Это требует от руководителей сестринского дела высокоразвитых управленческих навыков и теоретической подготовки, которые они могут приобрести, обучаясь на факультетах высшего сестринского образования. Важным путем решения проблемы наряду с обучением является оптимизация организационной структуры сестринской службы, сужение диапазона управления в соответствии с нормой управляемости и введение еще одного уровня управления. С этой целью путем анализа работы главной медицинской сестры необходимо выделить наиболее трудозатратные, ключевые направления ее деятельности и назначить заместителей главной медсестры из числа наиболее подготовленных старших сестер и/или выпускников факультета высшего сестринского образования (Павлов Ю.И., Холопов А.А., 2003; Блохина М.В, 2005).

Перейти на страницу: 1 2