Физиологические основы двигательной координации человека

Тема нашего реферата: «Физиологические основы двигательной координации человека» актуальна и имеет непосредственное отношение к логопедии.

Практически всегда человек, имеющий речевые отклонение, имеет не только психические и соматические, но и двигательные расстройства. Особенно это проявляется в случаях различных синдромов, с усложненной симптоматикой.

Управление движениями - сложный по своей структуре процесс, обеспечиваемый функциями различных систем организма.

Новый подход к пониманию механизма управления движениями предложил Н.А. Бернштейн, представивший схему управления по принципу сенсорных коррекций в виде эфферентно-афферентного кольца. Он считал, что « … координация есть не какая-то особая точность или тонкость эфферентных нервных импульсов, а особая группа физиологических механизмов, создающих непрерывное организационное циклическое взаимодействие между эффекторным и рецепторным процессом", а также то, что»…совершенная координация должна состоять в том, чтобы уметь давать пусковой импульс в нужный момент». [3]

По Бернштейну [4], « … сущность двигательной координации как раз состоит в непрерывном прилаживании эффекторных импульсов к переменным непредвиденным динамическим условиям». Он считал, что формирование двигательного действия основано на поиске путей решения определенной задачи, то есть результата, который необходимо достичь.

У специалистов по исследованию проблемы двигательных координаций нет существенных разногласий в их определениях. Разные авторы называют двигательными координациями или координационными способностями одни и те же качества, часто вкладывая в них сходное содержание. К ним относятся: ловкость, гибкость, точность, равновесие. В специальной литературе дается их общая характеристика, значимость, критерии оценки.

Двигательные координации разнообразны. Например, любое довольно сложное физическое упражнение, выполненное на высоком техническом уровне, характеризуется пластичностью. На это качество впервые указал Н.А. Бернштейн, назвав его пластикой и предложив следующее определение: «пластика - это определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир».

Пластичные движения характеризуются непрерывностью, слитностью, плавностью, выполнением движений без пауз. Важной двигательной координацией является также ритмичность, характеризующаяся рациональным распределением усилий во времени и в пространстве.

человек движение двигательная активность координация